Монастыри и лавры, в которых обитают монахи, как правило, становятся и последней обителью отшельников, а обряд их погребения имеет свои особенности, так что нередко озвучиваются различные версии по поводу того, почему монахов хоронят в пещере, а не в земле. Однако, это далеко не всегда именно так.
Особенности церемонии захоронения монахов
Обретение вечного покоя обитателями монастырей – особая церемония, из-за чего она имеет специфические правила и традиции. Монахи через земной путь пытаются обрести вечное расположение Бога, блаженство и попасть в рай. Поэтому после кончины отшельников стараются похоронить как можно скорее, часто – прямо в день смерти. Такая традиция появилась из-за поверия, что таким образом душа инока как можно скорее попадет к Господу.
Также, как правило, во время похорон лик монаха накрыт, лица усопшего не видно. Такая традиция исходит своими истоками еще к погребению Иисуса Христа. Дело в том, что помимо плащаницы, которая укрывала тело Христа, его лицо было накрыто сударём, то есть платком, который был предназначен для утирания пота с лица.
Символизирует такой обряд накрывания лика усопшего пеленою добровольный уход монаха из земного мира в вечный мир Бога. Существует и другое объяснение такой традиции. В момент похорон лицо умершего обращено непосредственно к Творцу, посему оно и закрыто от людей – обитателей земного мира.
Помимо этого, по истечению некоторого периода, чаще всего – нескольких лет, тело монаха может выкапываться обратно, а очистившиеся от плоти мощи могут быть помещены в пещеры или костницы.
Как хоронят иноков на Святой горе Афон
На горе Афон также существуют свои собственные особые традиции и процедуры захоронения ее обитателей. Чаще такие нормы были связаны с религиозными догматами, однако некоторые из них объясняются и спецификой климатических и других характеристик самой местности вокруг святыни на горе.
Во-первых, обитателей Святой горы хоронят без гроба, просто зашивая тело в рясу. Считается, что таким образом тело избавляется от лишних преград между собой и Богом, его тело быстрее будет принято землей, а душа – достигнет Бога. Через три года после погребения монахи откапывают тело и смотрят, избавились ли кости от плоти.
Считается, что, если находятся лишь мощи без плоти, значит монах был принят Богом, а если нет – инок не был безгрешным, останки должны оставаться в земле и превратиться в прах, а за душу похороненного монаха нужно еще более усердно молиться.
Еще одной особенностью погребения на Афоне является отказ от омовения тела и облачения его в чистую одежду. Дело в том, что в догматике веры указывается, что чистоплотность и гигиена – это излишняя привычка человека. Стремящемуся к Богу и нашедшего покой в монастыре заботиться об этом не нужно, так как лучше устремить все свои помысли лишь к чистоте духовной.
Захоронение и канонизация монахов
Захоронение монахов в пещерах, которые именуются оссуариями, криптами или же костницами, присущи для нескольких религий, включая православное и католическое христианство, иудаизм.
В монастырях такой способ погребения чаще всего применяется в связи с тем, что территория достаточно ограничена, а за несколько веков функционирования, кладбища монастырей могли существенно разрастаться. С целью экономии площади, мощи монахов переносятся в оссуарии.
К примеру, в Афоне после того, как плоть становится земным прахом, кости выкапываются, промываются в воде и вине, а потом переносятся в костницу. При этом освободившаяся могила готова принять следующего умершего монаха. Такая традиция объясняется тем, что вокруг храма на Афоне практически нет земли, вместо нее – лишь каменистый грунт.
Также подобный ритуал частично объясняется тем, что именно после того, как мощи изымаются из земли, принимается решение о канонизации, то есть причислению к лику святых умершего монаха. После канонизации мощи помещаются на особое место, и к этому месту могут совершаться целые паломничества.