Понедельник, 6 мая 2024 года
Выбор редакции

В банковской среде России начинается опасный для системы застой

По сравнению с 2012 годом, когда в России отмечался пик кредитования, количество одобрений кредитных заявок граждан снизилось в три раза. В третьем квартале прошлого года доля одобренных кредитов составила 5,3%. Это означает, что был одобрен лишь каждый 20 запрос, при отклонении 95% (!) заявок. Т.е. еще до задирания ключевой ставки до запретительного уровня в 17%, в розничном кредитовании наметился опасный застой.

Существенно ужесточившаяся кредитная политика, связана с несколькими факторами. С 2010 года началось резкое увеличение количества просроченных кредитов. Банк России ввел несколько мер по охлаждению рынка потребительского кредитования.

Из них самые важные – требования по увеличению резервирования под выдаваемые кредиты и вводимое с начала 2015 года ограничения полной стоимости кредитов. Вместе с падением реального уровня доходов населения, сохраняющимся высоким уровнем его перекредитования и чрезвычайно большом увеличении стоимости ликвидности – это рискует полностью остановить рынок кредитования населения. Определенная ирония видится в том, что для спасения рынка нужно не просто отменять охлаждающие меры, но и срочно включать «разогрев».

В противном случае, привлекая деньги под высокий процент, банкам нечем станет расплачиваться с кредиторами – поскольку взятые деньги не работают. Т.о., либо в государстве должны быть запущены механизмы гиперинфляции, либо ключевую ставку и стоимость заимствований придется резко снижать, что более рискованно и ведет «всего лишь» к значительной инфляции.

Зная российскую неповоротливость управления, можно предположить, что государство не пойдет ни по одному из путей, предпочитая «словесные интервенции», деление остатков резервов по лоббистским группам в ожидании, что все перетерпится. В результате, экономика получит и весь набор рисков «банковского застоя» и гиперинфляцию.


Новости партнеров