Знаменитая фамилия в актерской среде отнюдь не гарантия успешной карьеры, но пристальное внимание общественности ее носителю обеспечено: «отдохнула» ли природа в данном конкретном случае – благодатная тема для праздных дискуссий.
Михаил Ефремов — блестящий актер-импровизатор, сын большого артиста, основателя «Современника» Олега Ефремова и отец подающего надежды артиста Никиты (фамилия, конечно, та же). К юбилею Михаила Ефремова предлагаем проследить, как из поколения в поколение передается талант в этой удивительной семье.
Олег Николаевич Ефремов вырос в семье, не принадлежащей сфере искусства — его отец работал бухгалтером в системе ГУЛАГа. В Школу-студию МХАТ Ефремов поступил по совету друга, Александра Калужского, который как раз происходил из актерской семьи.
Способности и жажду Ефремова овладеть всеми тонкостями мастерства актера, завоевать — в хорошем смысле — театральный мир невозможно переоценить. Уже в Центральном детском театре, куда Олег Ефремов пришел работать по окончании учебы, он стал настоящим лидером. Там же он дебютировал в качестве режиссера, и, безусловно, не будь в жизни Олега Ефремова этой сцены, не было бы и «Современника».
Новаторский, свободный от стереотипов театр родился в то время, когда этого ждали. Для первой постановки Ефремов выбрал пьесу Виктора Розова «Вечно живые», премьера состоялась в апреле 1956 года, на заре оттепели, через месяц после исторического ХХ съезда партии.
Труппу «Современника» составили первые ученики Олега Ефремова: Галина Волчек, Игорь Кваша, Светлана Мизери, а также студенты МХАТа Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Алла Покровская. Для своих актеров Ефремов был и товарищем, и завхозом, и в какой-то степени отцом — решал все вопросы, считая театр одной большой семьей.
Конечно, в этой кипучей среде, а затем и во МХАТе, куда ушел работать Ефремов, случались бурные романы. О привязанностях самого Мастера ходили легенды: под его обаяние попало немало знаменитых актрис — Нина Дорошина, Татьяна Лаврова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко. Однако актер и режиссер признавался, что женщины в его жизни — далеко не главное. Искусство, Станиславский — вот что было для него незыблемо, и личность Ефремова не вписывается в список сыгранных им ролей и поставленных спектаклей: «Голый король», «Назначение», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» и многие другие его работы.
Официально же Ефремов был женат дважды: на Лилии Толмачевой, а затем на Алле Покровской, которая в 1963 году родила от него сына Михаила.
У Ефремова-старшего семь внуков (во всяком случае, на сегодняшний день), но актерами пока стали только трое из них – Ольга («Люба, дети и завод», «Кадетство», «Стиляги»), Никита («Баллада о бомбере», «Все началось в Харбине», «Оттепель», «Григорий Р.») и Николай («Белая гвардия»).
Конечно, как и все актерские дети, Михаил Ефремов рос за кулисами — впервые на сцену МХАТа он вышел в 13 лет в спектакле «Уходя, оглянись!». Но в Школу-студию актер поступал безо всякого блата — у Олега Николаевича на этот счет имелось строгое правило. После учебы Михаил по примеру отца хотел создать свой собственный «Современник», но затея провалилась, и актер был принят в МХТ имени Чехова.
Талант Михаила Ефремова нашел свое применение не только во МХАТе, но и в антрепризах, и в кино. Среди его ролей мало главных, но много запоминающихся – Копейкин в «Когда я стану великаном», Азадовский в «Generation П», капитан в «Небо. Самолет. Девушка» и многие другие.
Не секрет, что хороших, больших ролей было бы гораздо больше, если бы не стойкая привязанность актера к алкоголю — тоже фамильная, ведь и Олег Ефремов был известен своими продолжительными алкогольными «путешествиями», как он сам их называл. Михаил же о «бесцельно прожитых» годах не жалеет и честно признается во всех своих грехах со своей фирменной усмешкой и очередной шуткой, после которой публике и прощать-то уже нечего любимому артисту. Зато все роли обаятельных алкоголиков — его, вспомните только продолжение «Иронии судьбы», где Ефремов сыграл не стоящего на ногах Деда Мороза.
В личной жизни Михаил Ефремов, как и его отец, до последнего времени не отличался постоянством: он женат четвертым браком и является отцом шестерых детей. Старший сын актера Никита Ефремов удивительно похож на отца и на деда. Он прошел тот же путь, что и они, — Школа-студия МХАТ, подмостки «Современника», которые Никита выбрал, получив после выпуска предложения сразу от нескольких столичных театров.
До последнего времени считалось, что у многодетного отца Михаила ЕФРЕМОВА три ребенка: сын Николай от брака с Евгенией Добровольской, дочь Анна-Мария от Ксении Качалиной и маленькая Вера от последней супруги Софьи. И вот те на: как черт из табакерки вдруг появился еще один отпрыск. Вполне самостоятельный и самодостаточный. И тоже актер, между прочим.
Кинокарьеру Никита начал с эпизода в небезызвестном сериале «Моя прекрасная няня», а продолжил — ролью принца в очередной осовремененной «Золушке» и работой в фильме «Любовь с акцентом» режиссера Резо Гигинеишвили. В одном из интервью актер признался, что не всеми своими ролями он доволен, но готов принимать критику старших коллег и работать над ошибками, сколько потребуется.
«Однажды мой отец сказал мне: «Молчи побольше». Я и воспользовался его подсказкой. Всю дорогу молчал, копил в себе, сосредотачивался — и вот наконец-то дорос», — так Никита Ефремов формулирует свое нынешний статус в профессии.