В один из жарких июльских дней 1943-го года, а точнее 5-го числа этого летнего месяца, началась одна из самых крупных и решающих битв Великой Отечественной – битва на Курской дуге, навсегда вошедшая в народную память. Бои были ожесточенные, с большим количеством жертв с обеих сторон, но итог показателен – немецкая операция «Цитадель» с треском провалилась, советские войска перешли сначала в локальное контрнаступление, которое очень скоро превратилось во всеобщее наступление практически на всех участках советско-немецкого фронта.
Неудавшиеся планы немцев на Курской дуге
Операция, спланированная в немецком генштабе, изысканностью не отличалась: используя форму Курского выступа гитлеровцы хотели нанести сходящиеся удары по его основаниям, на севере, в полосе Центрального фронта в районе Понырей и на юге, в полосе Воронежского фронта в районе Обояни. Рассчитывало немецкое командование, в первую очередь, на свои «бронированные кулаки», ведь в районе Курской дуги оно сосредоточило более 70 процентов танковых и моторизованных соединений вермахта. Однако советское командование благодаря разведке и простой житейской логике предвидело такой поворот событий и предприняло ответные меры.
К началу сражения была построена многополосная оборона на предполагаемых участках прорыва, а за несколько часов до первых танковых атак была проведена даже контрартподготовка, которая помимо потерь привнесла в немецкие ряды еще и определенный момент растерянности. В те дни металл вставал против металла, но самым главным фактором стойкости были люди. Простые советские солдаты и офицеры, которые дрались до последнего.
Обычно сражение на Курской дуге делят на два этапа, оборонительный и наступательный. Оборонительный период в полосе Центрального фронта продолжался с 5 по 12 июля, а Воронежского фронта – с 5 по 23 числа этого же месяца. На Южном фасе дуги, в полосе этого фронта немецкая группировка была более мощной, здесь же произошло и легендарное танковое сражение под Прохоровкой. Нигде, ни в одном месте, оборона советских войск не была прорвана. Она гнулась, но не ломалась. А затем советские войска перешли в наступление и освободили города Орел и Белгород. Первые салюты, прозвучавшие после этого и возвестили об окончании битвы на Курской дуге.
Курская дуга, героизм или позор
В последнее время западные «эксперты» опять стараются исказить историю, немало в этом им помогают доморощенные ревизионисты. Все, мол, плохо, «закидали мясом», «кровожадные мясники» и тому подобные выражения. Приводятся «высосанные из пальца» цифры советских и немецких потерь, критикуется советская техника и.т.д. Прямо удивительно становится, что не только эту битву выиграли, с которой началось Освобождение, а и всю войну. Немецкое командование своих солдат берегло, оказывается, а советское – совсем не берегло. Между тем, соотношение общих потерь среди военных в Великой Отечественной практически 1:1, а если учитывать первый, трагический для Красной Армии, период войны, то в этом нет ничего удивительного.
После Курской дуги стало ясно, что советские войска могут успешно обороняться, а главное – наступать не только зимой, но и летом. Под Курском и Белгородом вермахт понес невосполнимые потери и навсегда потерял стратегическую инициативу. Война никогда не являлась чем-то радостным для людей, а война такой ожесточенности как Великая Отечественная – и подавно. Однако она является не только трагедией века, но одновременно историей подвига советских людей, от простого солдата и рабочего до Верховного Главнокомандующего.