В 1986-м году Рональд Рейган и Михаил Горбачев, возглавлявшие в то время США и СССР, получили немного странные посылки: это были записи групп из СССР, игравших тогда еще полулегальный рок, сведенные в альбом «Красная волна». Отправителем посылок была американка Джоанна Стингрей, уже побывавшая к тому времени в Советском Союзе, а впоследствии приезжавшая туда неоднократно.
Рок-музыка в СССР к началу 80-х
Впервые рок-музыка проникла в Советский Союз еще в начале 60-х годов прошлого века. Тогда-то под впечатлением от музыки легендарной группы «Битлз», оказавшей огромное влияние на развитие всей мировой музыки, и в СССР появились так называемые бит-коллективы. Однако они очень редко существовали длительное время – студенты, игравшие в них, после окончания ВУЗов, как правило, шли работать по специальности, и лишь небольшая часть уходила в так называемые ВИА – вокально инструментальные ансамбли, которые к року имели очень отдаленное отношение.
Однако к концу 70-х и началу 80-х советский рок имел в своем активе несколько десятков полулегальных коллективов. Власти СССР должны были как-то на это реагировать. Так и появились в крупных городах рок-клубы, первый в Ленинграде, в 1981-м году. Это был своеобразный компромисс между рок-музыкантами, которые получили легальную возможность выступать, и властями, которые теперь могли их контролировать. Именно в этот период и приехала в СССР Джоанна Стингрей.
Как «Красная волна» повлияла на развитие рока в СССР
Первый раз Джоанна Стингрей приехала в Советский Союз в 1984-м году. К этому времени она уже была не только поклонницей рока как музыкального направления, но и исполнительницей, уже записавшей собственный альбом. А еще она была дочерью мультимиллионера, закончила знаменитую школу в Беверли-Хиллз и Калифорнийский Университет.
По предложению своей сестры, учившейся в Европе, решила вместе с ней посетить СССР, где познакомилась с легендарным ныне БГ, Борисом Гребенщиковым. Знакомство с советским роком перевернуло все ее представление о Советском Союзе. Она увидела, что там тоже есть очень много талантливых людей, которые пишут и играют рок несмотря ни на что. Также она убедилась, что в СССР живут добрые открытые люди. Стингрей вывезла (кстати нелегально) из СССР записи 4-х знаковых советских рок-групп того времени: «Аквариума», «Алисы», «Кино» и «Странных игр», объединив их в альбом, записанный в Калифорнии. Он-то и был отправлен лидерам Советского Союза и США с комментарием, что пока дипломаты двух стран не могут договориться, музыканты это уже сделали. И выводы последовали незамедлительно.
В срочном порядке монополист советской звукозаписи, фирма «Мелодия» выпустила альбомы всех четырех групп. Помимо этого, рок-музыканты получили легальный доступ к студиям звукозаписи, а также могли теперь беспрепятственно проводить свои концерты как в СССР, так и за рубежом. Вскоре советскими рок-группами было совершено несколько заграничных турне, они начали записываться и на Западе.
Судьба авторов и исполнителей «Красной волны»
Джоанна Стингрей после своего триумфа еще несколько раз посещала СССР и Россию, подолгу жила там, два раза была замужем за советскими рок-музыкантами – Юрием Каспаряном из «Кино» и Александром Васильевым из группы «Центр». Ныне проживает в США.
Борис Борисович Гребенщиков уже давно стал символом русского рока, на его счету много альбомов, он очень популярен и в странах бывшего СССР, и на Западе. По праву считается одним из основателей отечественной рок-музыки. Кстати, именно он в свое время заметил молодого и тогда еще никому не известного Виктора Цоя, впоследствии ставшего лидером знаменитой группы «Кино, встретившись с ним случайно в электричке. Увы, Цой погиб в автомобильной катастрофе еще в далеком 1990-м.
Константин Кинчев, лидер легендарной группы «Алиса», продолжает свою творческую деятельность и по сей день. Его песни, начиная с конца 90-х заметно изменились, приобрели православно-славянскую направленность. Кинчев сегодня является активным борцом с алкоголизмом и наркоманией в молодежной среде.
Да, история советского рока, впоследствии превратившегося в русский рок еще ждет своих исследователей, о ней можно написать многие тома. Однако отрицать тот факт, что это направление в музыке является целым пластом современной культуры бессмысленно, достаточно посетить концерт той же группы «Алиса» и увидеть сколько туда приходит людей, причем совершенно разного возраста.