На протяжении многих столетий христианский мир осенью отмечает праздник в честь память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая связана с его мученической кончиной. По церковному уставу в этот день веряне держать строгий пост.
Почему смерть пророка торжественно отмечается церковью
Церковь вообще мученическую кончину любого святого отмечает торжественно. Именно день кончины святого, а не день его рождения, церковная традиция почитает как праздник, так как в этот день святой переходит к Богу, в жизнь вечную, в свое новое рождение.
То же самое, с некоторыми оговорками, относится и к святому Иоанну Предтече. Святой пророк еще Самим Христом был назван большим, из рожденных женами, именно поэтому те события, которые связаны с его жизнью, Церковь всегда отмечает особым образом. Мы празднуем и день его кончины – усекновение главы, и день его рождения.
Что же касается строгого поста, который в этот день положен по церковному уставу, мы знаем — в церковной традиции установилось, что как правило в день памяти святого поста нет, а, наоборот, допускаются послабления в пище. Однако в случае со святым Иоанном Предтечей надо вспомнить историю этого события. Усекновение главы святого пророка произошло на пиру, который устроил царь Ирод по поводу своего дня рождения.
Вполне естественно, что все участники этого пира много ели и пили. Это стало предверием того расслабления, в котором Ирод и пообещал дочери царицы Иродиады – Саломее, за ее танец выполнить любое ее желание. Саломея же, по научению своей матери, попросила голову святого Иоанна Предтечи, который в тот момент находился в царской темнице. Полагая, что не может отказаться, царь Ирод выполнил ее желание.
Потому и можно рассматривать строгий пост в этот день как память о том, что мученическая кончина святого пророка произошла на пиру. В этот день Церковь предлагает верующим именно постом, а не объедением почтить память этого великого святого.
История пророка
Иоанну Крестителю отводится очень большое место в церковной традиции. С истории его рождения начинается евангельское повествование; о нем часто говорит Христос в Своих речах; ему посвящены многие храмы, монастыри и даже города. Но почему так? Ведь если бегло прочитать Евангелие, то может показаться, что Предтеча был таким же пророком, как и предшествующие Божьи посланники, а его проповедь мало чем отличается от их подвига. Что необычного было в его служении?
Да, собственно, все было необычно. Начиная уже тем, что его родители – священник Захария и Елизавета, будучи уже в весьма преклонном возрасте, не имели детей и уже смирились со своим статусом бездетной пары. А значит – и проклятой, ведь по тем временам отсутствие у супругов потомства вызывало у общества прямое подозрение в том, что они грешники, поскольку дети у иудеев считались наградой Божьей за праведную жизнь.
Но тут происходит чудо – уже окончательно смирившийся Захария во время службы получает в храме ангельскую весть о грядущем рождении сына. Да еще какого сына – пророка и вестника пришествия Мессии! Мог ли Захария не усомниться? Ведь когда о чем-то очень желанном уже перестаешь мечтать, то любые слова об осуществлении мечты воспринимаются с недоверием, даже если их говорит ангел. Захария не поверил. И в знак того, что сказанное ангелом – правда, Господь сделал его немым. Открылись его уста лишь в день рождения обещанного сына.
А вот Елизавета поверила! Узнав о беременности, она полгода не говорила о ней никому, не желая выносить на люди такое долгожданное и хрупкое счастье. Лишь после округления своей фигуры Елизавета перестала таиться. Наконец, кончилось ее поношение, и вместо косых взглядов презрения и жалости она принимала поздравления от родных, близких и знакомых. А когда родился сын – радости не было предела! Захария по воле Божьей смог заговорить и рассказать о том, что ему поведал ангел. И все их знакомые удивлялись происходящему, понимая, что столь чудесные обстоятельства говорят об особой судьбе ребенка.
Трудность подвига Иоанна была двоякой. С одной стороны, в Израильском народе уже более трех веков не было пророков, и они стали восприниматься людьми как нечто фантастическое. Были, конечно, разные самозванцы, проповедники, экзальтированные сектанты и просто бунтари, но настоящих пророков, в которых чувствовалась сила Божья, дух, твердость и убежденность, – таких не было. Поэтому выход Иоанна на проповедь был для многих огромным соблазном: ведь он обличал и говорил так, как до него это делал лишь Илия.
Все понимали, что Иоанн – это пророк, но принять его слова, согласиться с правдивостью его доводов могли далеко не все. С другой стороны, еще во времена Соломона (а это 9 веков до Христа) в Израиле стала формироваться идея Мессии как земного правителя. И одна из целей Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы показать, что Мессия – совсем не тот, кого ожидает народ и политическая элита. Иоанн явно говорил, как представитель грядущего Христа. И если сам он представлялся обществу как грозный обличитель, не связанный никакими условностями и не обладающий никаким общественным статусом, то это значило, что и Мессия тоже не будет политиком.
Царь Ирод отрубил голову пророку Иоанну Крестителю просто так. По пьяному хвастовству. Ради девчонки, плясавшей пред пьяными мужиками. Пацан слово дал – пацан сделал.
А ведь по-своему любил пророка. Знал, что пророк. Любил с ним беседовать. И вот, со своим другом и собеседником расстался ради пьяного слова, вина и девушки. Немного замявшись, сорвал голову с прекрасного человека, как легко и беззаботно срывают головку полевого цветка.
Этот цветок готовился расцвести тысячи лет. Такие люди, как Иоанн, не рождаются просто так. Их появление – плод божественной селекции среди людей. Такие люди отличаются от нас, как отличается роза от лопуха.
Эти цветы духовной жизни так многим благоухают, что можно твердо сказать: не золото, не нефть, не армия, а именно такие люди – настоящее национальное достояние. Потому что они приносят то, чего не может принести экономика и природа – Божественное животворящее и врачующее слово.
Сам Христос беседовал с ним и нашел его совершеннейшим из всех когда-либо рожденных людей. Наверняка он был также красив. Иконописцы, водимые духом, похищают нам с неба образ пророка удивительной красоты и духовного аристократизма. Много было пророков в библейской истории, но он изображается всех красивей и тоньше.
Смерть его была неожиданностью и для народа, и для Бога. Она не планировалась. Ирод боялся и народа и, отчасти, пророка. Посадив его в тюрьму, он просто решил заткнуть ему рот.
Но, как часто бывает по пьяному делу, грех ворвался в душу царя внезапно, стремительно и мощно. И душа Ирода пала пред сатаной на колени почти без борьбы.
Очевидно, у Христа были другие планы на эту важнейшую фигуру шахматной партии Евангелия. В его команде было не так уж много учеников, и все они были гораздо ниже по уровню своего духовного развития. Потеря такого проповедника, без сомнения, спутала планы миссии Господа.
И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
Очевидно, что Христос потрясен известием о смерти лучшего человека мира. Потрясен настолько, что у Него не хватает сил остаться с народом и учениками. Он идет в пустыню и, общаясь с Богом Отцом, восполняет силы, израсходованные на горе.
В этот день нужно обязательно сходить в церковь. Поклониться иконе святого, и попросить его о самом сокровенном, главном. Самое важное в общении с Богом – это искренность и вера в Его промысел. Хотя, нам грешным этого не понять, нужно просто все воспринимать с любовью.