Немецкие танки «Леопард-2» и БМП «Брэдли» продолжают отчаянно прорвать русскую оборону на Запорожском направлении. Вооруженные Силы Украины кидают в рамках контрнаступления всё новую и новую технику, которая ездит… на русском топливе. Точнее сказать, на топливе, которое произведено из российской нефти. Многие россияне не понимают — как так вышло. Разъяснения дали специалисты, пишет информационный портал Командир.
Вражеские танки в Украине заправляет Россия
Сразу скажем, что повод для недоумения отечественной аудитории дало немецкое деловое издание Handelsblatt, выпустившее статью под заголовком «Почему украинские танки ездят на русской нефти».
«Это парадокс войны: танки с Украины всё чаще ездят на нефти, которая поступает из России. Украина импортирует всё больше дизельного топлива из Венгрии и Турции. По данным украинского таможенного управления, обе страны перерабатывают нефть из России на своих нефтеперерабатывающих заводах в больших объёмах», — – отмечает автор германского издания.
В статье указывается, что танки можно заправлять разными нефтепродуктами. Боевые машины, как правило, неприхотливы и очень терпимы к различному топливу. В то же время, невзирая на наши ракетные удары, положение в украинской энергетике далеко от катастрофического.
«На сегодняшний день продолжаются поставки нефти по южной ветке «Дружбы». Маршрут Белоруссия – Украина – Словакия – Чехия – Венгрия. Во всех последних трёх упомянутых странах есть нефтеперерабатывающие заводы. Как отследить нефтепродукты, которые получаются из этой нефти? На мой взгляд, никак. Пока эти поставки будут осуществляться, мы и будем в такой ситуации. Подавать это как сенсацию – дело хозяйское», – заявил в комментарии «Первому русскому» главный редактор журнала «Геоэнергетика.инфо» Борис Марцинкевич.
Просто прекратить поставки чёрного золота в европейском направлении для нас пока проблематично. Во-первых, объёмы туда идут значительные, объясняет эксперт (речь о сотнях тысяч тонн). Во-вторых, с точки зрения логистики, это наиболее дешёвый вариант транспортировки. То, что мы сумели перенаправить основные потоки в Индию, Китай и Турцию, уже хорошо. Заместить всё – для этого надо иметь собственный флот. Флота нет, мы пользуемся фрахтом.
«Не так всё просто. Доходы бюджету нужны, а бюджет свёрстан так, как свёрстан. Так что, извините за цинизм, но мы находимся в безвыходной ситуации. Перенаправить новым покупателям и эти поставки – для этого потребуется какое-то время. Такое глобальное изменение логистики с Европы на дальние рейсы, на других судах, переход на «серый» флот, переход на страховки, не контролируемые Англией, имею в виду Lloyd и все его дочерние и внучатые компании, – это вообще, на мой взгляд, был трудовой подвиг», – говорит специалист.
Измена? Нет, просто бизнес
Надо также понимать: нефть ведь поставляют Украине не Венгрия и Турция как государства, а компании, руководствующиеся своими коммерческими интересами. Нефтеперерабатывающий завод в Словакии, а он всего один, принадлежит венгерской компании MOL. Но кто говорит, что эти поставки должны напрямую идти от MOL? Ровно так же, как в России, выставляют товар на биржу: кто купил, куда дальше пошло – кому какое дело? Бешеное количество посредников для нефтяного рынка – вполне традиционная составляющая, указывает Борис Марцинкевич.
Возникает, конечно, соблазн каким-то образом отследить, куда идёт наша нефть. Как китайцы обязывают зоопарки по всему миру возвращать детёнышей панд на историческую родину для сохранения популяции. Но, увы, у нас не тот случай, сетует эксперт. Это ещё можно провернуть с урановым топливом, а здесь-то – при таком обилии поставщиков и производителей – кто может что разобрать? Неясно, и кто конкретно поставляет нефть в западном направлении.
«Поставляют русскую нефть на Запад в основном государственные компании. С кем подписываются договоры в России – предмет коммерческой тайны. А с учётом того, что наше Минэнерго запретило публиковать информацию, касающуюся нефтедобычи, экспорта нефти и нефтепродуктов, у нас полный туман», – говорит главный редактор журнала «Геоэнергетика.инфо».
Если говорить о двух нефтеперерабатывающих заводах в Чехии, то они принадлежат польской государственной компании PKN Orlen. Труба всё та же, а уж как там Orlen поступает, это её дело. Нефть и нефтепродукты перепродают все. Мы с марта 2023 года, например, поставляем дизельное топливо не куда-нибудь, а в Саудовскую Аравию, напоминает Марцинкевич:
Логика у всех игроков нефтяного рынка одна: европеец не мамонт, европеец не вымрет. Зачем Саудовская Аравия это делает? В Европу она поставляет исключительно саудовское дизтопливо.А как Аравия решает вопрос с дизтопливом на внутреннем рынке – следите за руками. Как хочет, так и решает:
«Вы не хотели видеть моторное топливо из России – вы его и не видите. Мы в ваших санкциях не участвуем, можете проверять. Это действительно наше дизельное топливо».