Понедельник, 16 сентября 2024 года
Выбор редакции

Новая заказуха: где может пройти очередная антироссийская «революция»?

Узбекистан кажется эдаким островком стабильности. Прошлый президент управлял республикой 25 лет. В Ташкенте полно туристов, на улицах пробки из новых «иномарок», в дорогих ресторанах вечером не найдёшь место. Тем не менее, отдельные местные жители считают, что всё это довольно призрачно. Об этом пишет издание comandir.com.

Очередная антироссийская «революция», где может вспыхнуть?

Помимо экономики, многих в Средней Азии настораживает рост популярности радикального ислама. Экс-президент Каримов сурово (даже, пожалуй, излишне сурово) поступал с его последователями. Было запрещено носить бороды, старинные мечети не работали, оставаясь музеями, подросткам в возрасте до 16 лет не велели посещать молитву. Сейчас на джума-намазе (пятничной молитве) в Ташкенте яблоку упасть негде.

Трудовая миграция из Узбекистана, кстати говоря, не снижается – едут и в Россию, и в Южную Корею, и даже в Америку. В разговорах в Узбекистане огорчаются насчёт качества жизни, и сыплют похвалами в адрес покойного Каримова – «при нём всё дешёво было, и порядок был».

То, что при Каримове вздохнуть не осмеливались, все уже давно забыли.

«Вот нам объясняют: при нём коррупция процветала, — возмущается торговец на рынке «Чорсу» Бахтияр Мурадов. – Да, брали. Но опасались! А сейчас берут ещё больше, и никому не страшно».

«Россия не удостаивает вниманием республики Средней Азии, и напрасно, — считает преподаватель университета Фарух Кабиров (имя изменено – Авт.). – Соседние государства показали, что ситуация может взорваться очень легко, в любой момент. Нынешнюю власть теперь не боятся, как режим Каримова: в этом проблема».

Из Узбекистана к нам идёт много товаров, находящихся под санкциями Запада. В Москве полно узбекской «кока-колы», а на ташкентском электронном рынке «Малика» покупатели сплошь из России – берут «айфоны» и другую продукцию Apple.

«Запад заинтересован прихлопнуть эти лазейки, — высказывается ташкентский бизнесмен Валерий Сухомлинов. – Поспособствовать бунтам, демонстрациям, беспорядкам в Узбекистане США вполне себе смогут – тем более, это будет не так уж трудно. А вот для России проблемы «южного подбрюшья» весьма опасны. Сейчас в Среднюю Азию по разным причинам переехали на жительство десятки тысяч граждан РФ. В случае внезапного хаоса многие окажутся в заложниках подобной «революции», а то и вовсе будут взяты в плен исламистами. России не следует расслабляться, я говорю это, как этнический русский из Узбекистана.

За 32 года после распада СССР стало очевидно, насколько легко установить враждебный России режим в тех или иных республиках. Сегодня мы находимся в комфортной ситуации: ведь в Средней Азии у власти правительства, которые оказывают лояльность России, взаимная торговля приносит обоюдные выгоды, и наша страна привлекательна для мигрантов, ищущих работу. Однако, аналогичная ситуация существовала и в Грузии, и в Молдавии, и на Украине, и совсем недавно в Армении.

Что такое «цветная» революция и кто их организовывает?

В современном мире термин «цветные революции» описывает комплекс политических инструментов, который может быть использован в любой стране. Однако, следует отметить, что страны с устойчивыми политическими системами и развитыми экономиками обычно менее подвержены влиянию таких технологий, в отличие от стран с более слабыми политическими режимами и экономиками. Интересно, что в постсоветской Средней Азии успешным примером «цветной» революции стала Киргизия. Здесь с одной стороны присутствовала «демократическая» власть, которая оказала возможность для проникновения множества прозападных неправительственных организаций, а с другой стороны, экономическое положение Киргизии было наименее устойчивым в регионе. Возможно, только Таджикистан имел более слабую экономику, однако, из-за гражданской войны в этой стране, революции не было.

Следует отметить, что инициаторами «цветных» революций, прежде всего, являются Соединенные Штаты Америки, и такие потрясения могут происходить в странах, где у американцев возникают вопросы к правящему режиму. И таких стран, мягко говоря, не мало. Кроме того, наличие контактов лидера страны с американским руководством не является гарантией от применения «цветных» технологий в отношении данной страны.

Таким образом, «цветные революции» представляют собой сложный инструмент политического воздействия, который может применяться в различных странах. Их успешность зависит от множества факторов, таких как политическая стабильность, экономическое положение и внешние связи страны.


Новости партнеров