Среда, 15 января 2025 года
Выбор редакции

Церковные праздники 10 августа 2024 года: православные совершают празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери

Вот и пришла суббота, 10 августа 2024 года. В этот летний день православные верующие России и других стран мира традиционно отмечают праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери, известной как «Одигитрия».

Какие церковные праздники отмечают сегодня

Также Церковь почитает память апостолов от семидесяти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, диаконов; святителя Питирима, епископа Тамбовского; преподобного Моисея, чудотворца Печерского, из Дальних пещер; мучеников Иулиана, Евстафия и Акакия; память преподобного Павла Ксиропотамского; священномученика Николая Пономарева, диакона; преподобномученика Василия (Эрекаева), иеромонаха; преподобномучениц Анастасии (Камаевой) и Елены (Асташикиной), монахинь; мучеников Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милёшкина и мученицы Мавры Моисеевой.

День иконы Божией Матери Одигитрия

Смоленская икона Божией Матери, известная как «Одигитрия», что переводится как «Путеводительница», по церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был создан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Сначала святыня была перенесена из Антиохии в Иерусалим, а затем императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала её в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая установила икону во Влахернском храме.

В 1046 году греческий император Константин IX Мономах, выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил её этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который в начале XII века перенес её в Смоленскую соборную церковь, посвящённую Успению Пресвятой Богородицы. С тех пор образ стал известен как Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по вдохновению от иконы православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и одержал победу над множеством врагов, включая их сильнейшего воина. Он принял мученическую смерть в бою и был причислен к лику святых (память 24 ноября).

В XIV веке Смоленск находился под властью литовских князей. Дочь князя Витовта, София, вышла замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425) и привезла Смоленскую икону Божией Матери в Москву. Святой образ был установлен в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска с епископом Мисаилом во главе, икона была торжественно возвращена в Смоленск с крестным ходом, а в Москве остались две её копии.

Одна из копий была размещена в Благовещенском соборе, а другая, сделанная «в меру», была помещена в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в честь возвращения Смоленска в состав России. Монастырь был построен на Девичьем поле, где москвичи с большими слезами провожали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был сделан точный список, который в 1666 году вместе с древней иконой отправили в Москву для обновления. Этот новый список был установлен в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, на этом месте была построена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Новый список стал источником благодатной силы древнего образа, и когда русские войска в день Бородинской битвы 5 августа 1812 года покидали Смоленск, икону взяли с собой для защиты от врага. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы вдохновить воинов на великий подвиг. Древний образ обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед уходом из Москвы икону забрали в Ярославль.

Наши предки с благоговением хранили эти святые образы, и Матерь Божия через них защищала нашу Родину. После победы над врагом икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память о возвращении Смоленска в состав России.

Существует множество чтимых списков со Смоленской Одигитрией, которым также установлен праздник в этот же день. Кроме того, 5 ноября отмечается день празднования Смоленской иконы, прославившейся в XIX веке, когда этот образ по указанию главнокомандующего русской армии М. И. Кутузова был возвращён в Смоленск. В память о изгнании врагов из Отечества в Смоленске было решено отмечать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрия является одной из главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от неё обильную благодатную помощь. Матерь Божия через свой святой образ заступается за нас и направляет к спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианам спасение!»

День семи апостолов Христа

Святые апостолы от семидесяти: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен стали первыми диаконами Церкви Христовой.

В книге Деяний Апостолов (6, 1-6) говорится, что в Иерусалиме двенадцать апостолов выбрали семерых мужчин: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и мудрости, и назначили их на диаконское служение.

Церковь отмечает их общую память 28 июля, хотя они ушли из жизни в разное время и в различных местах.

Святой Прохор вначале служил спутником первоверховного апостола Петра и от него был поставлен епископом в Никомидии. После Успения Божией Матери Прохор стал соратником святого апостола Иоанна Богослова и был сослан вместе с ним на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, данное Иоанну, о судьбах мира (Апокалипсис). Вернувшись в Никомидию, святой Прохор обращал язычников в христианство в Антиохии, где и принял мученическую смерть.

Святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан, вместе с множеством других христиан.

Святой Тимон был поставлен апостолами епископом Бастории в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Его бросили в печь, но он вышел оттуда невредимым благодаря Божьей силе. Согласно преданию Римской Церкви, святой Тимон завершил свою жизнь, будучи распятым на кресте.

Святой Пармен активно проповедовал Христа в Македонии и скончался от болезни. Существует мнение, что он мог пострадать при императоре Траяне (98-117), приняв мученическую смерть в последний год его правления.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прохор, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в Вязьме. С ранних лет Господь готовил Прохора к высокому духовному служению, которое ему предстояло исполнить. В детстве его обучали грамоте, и он увлекался чтением святоотеческой литературы и жизнеописаний святых, что способствовало формированию его духовного облика.

Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он обладал художественным талантом, успешно занимался иконописью и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настройка рано привела Прохора на путь монашеских подвигов. Решив полностью посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную своей строгостью. В 21 год он принял монашество с именем Питирим.

Своей подвижнической жизнью молодой монах заслужил уважение братии и был избран игуменом. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года патриарх Иоаким (1674–1690) вызвал его в Москву и рукоположил в епископы Тамбовские.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой невежества среди её жителей. Большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мешера. На территории епархии также проживало много татар, которые были ярыми противниками христианства. Среди христиан, населявших епархию, было много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

Святитель с усердием приступил к решению задач, которые ставились перед ним. На месте старого деревянного храма в Тамбове он начал возводить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом, посвящённым святителю Николаю. Святитель Питирим не только внимательно следил за строительством, но и активно участвовал в работах. Он уделял большое внимание духовному просвещению, организовав специальную школу для священнослужителей, где под его руководством готовились достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме была собрана библиотека духовной литературы, среди которой находились книги Дионисия Ареопагита, обложенные кожей и золотом, принадлежавшие святителю Питириму.

Святитель постоянно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы лучше понимать нужды общин. Святой архипастырь заботился о примирении с православной церковью тех, кто от неё отпал, и о возвращении иноверцев. Его глубокое благочестие, активное сострадание к ближним и мудрое терпение в разговорах с раскольниками и иноверцами располагали их доверять его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова он привёл многих к истинной вере. Его родная сестра Екатерина стала первой настоятельницей Вознесенского женского монастыря, основанного им в 1690 году.

Будучи ревностным молитвенником и ходатаем перед Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Он не полагался на собственные силы, а осенял город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, установив их на двух главных воротах.

Святитель много молился и обучал молитве своих прихожан. Он ежедневно присутствовал на богослужениях и часто сам совершал священнодействия. В тех случаях, когда он не служил, он пел на клиросе, обучая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии святитель часто молился перед иконами Девятеревской Божией Матери и святителя Николая.

Святитель Питирим тонко чувствовал красоту родной природы, что вызывало в нём благодарность к Творцу видимого мира. Его любимым местом для прогулок и благочестивых размышлений был основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским, Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, расположенный в глухом лесу. Святитель установил там большой деревянный крест с изображением Спасителя.

Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, о чём свидетельствуют колодцы, выкопанные его руками на месте молитвенных подвигов.

Святитель Питирим преставился в 1698 году в возрасте 53 лет.


Новости партнеров