В голодном 21 году прошлого столетия (почитай – почти 100 лет уже прошло), моего деда – гончара убили бандиты, когда он возвращался с базара после распродажи горшков и разной другой утвари. Деньги забрали, и лошадь сама привезла телегу с трупом убитого деда во двор к бабке Агафье Макаровне, на руках у которой остались сиротами 12 ребятишек: мал — мала – меньше.
Молодое советское государство тогда еще находилось в стадии становления. Везде голод, разруха, разгул бандитизма. Но советское государство взяло на себя заботу о детях – сиротах и малолетних беспризорниках.
В срочном порядке создавались детские приюты, где детей кормили, одевали и обували (как могли и во что могли), учили грамоте. Кстати, взрослых тоже учили читать и писать, население было безграмотное.
И вот бабка Агафья Макаровна вынуждена была четверо самых маленьких детишек сдать в такой приют, чтобы они не умерли с голоду. Старшие дети пошли наниматься на работу к более зажиточным людям. Вскоре прошел по городу слух, что детский приют увозят из города в другой населенный пункт, где с продуктами было чуть побогаче.
Бабка отправила старших детей, чтобы они выкрали из приюта своих братьев и сестричек. Троих удалось забрать домой, а самого младшенького – Петрика, — не успели: уехал он вместе с другими детьми — сиротами в неизвестном направлении.
Потом был голод в 32-33 годах, о котором бабка и вспоминать не хотела. Потом была война, на которой погибло шестеро детей Агафьи Макаровны. А ее все время не покидала надежда отыскать своего сыночка. Она подала заявление в милицию на розыски сына, и стала ждать ответа.
Ответ пришел в 1957 году – Петра Гавриловича Чернявского, 1919 года рождения, нашли. Бабке пришла повестка явиться в милицию/ Там ей сказали, что сын ее жив и здоров. Ему сообщили, что его ищет мать. На что Петр Гаврилович ответил: «Моя мать — родина, которая вывела меня в люди. Другой матери у меня нет».
В милиции бабушке сказали, что заставить Петра свидеться с матерью они не могут: он занимал очень высокий пост — первого секретаря обкома партии. А о своей родной матери сказал так: «Я ей не нужен был маленьким – а теперь она мне не нужна».
Так и не свиделась бабушка со своим сыном/ Она часто плакала, рассказывая о Петре, которого потеряла в 21 году. Но что она могла дать этому мальчику, оставшемуся без отца? А ведь он действительно стал «большим человеком» только благодаря советскому государству, которое даже в самые трудные годы проявляло заботу о детях.