В свете поступающих данных о значительных потерях Вооруженных Сил Украины во время контрнаступления Киева, правительство принимает более строгие меры в отношении военнообязанных. Политики все чаще выражают мнение о необходимости возвращения граждан, подлежащих мобилизации, на родину. Журналисты издания «Командир» исследовали реализуемость этих планов и возможные последствия.
Украина бросилась на поиски уклонистов, что известно на сегодняшний день
1 сентября 2023 года глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия впервые заявил о возможности депортации. Эта мера может быть применена к тем лицам, которые покинули Украину, предоставив фальшивые справки о негодности к военной службе по состоянию здоровья. Политик отметил, что Киев имеет возможность вернуть таких людей обратно на родину через процедуру экстрадиции. Депутат также заявил, что по возвращении они будут нести «соответствующую» ответственность перед государством.
Ранее секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил о вероятности проведения дополнительной мобилизации. Он отметил, что правоохранительные органы будут проверять «тысячи» справок по инвалидности и непригодности к военной службе, выданных военно-врачебными комиссиями с февраля 2022 года, в соответствии с поручением президента Украины. Целью такой проверки является выявление уклонистов.
А смогут ли вернуть — вопрос открытый
Украинские официальные лица на днях высказали свои намерения, но эти высказывания, которые были сделаны Даниловым и Арахамией, не выдерживают критики. В этом уверены российские эксперты.
Проверка тысяч медицинских справок, если она будет осуществляться по закону, без проведения дополнительных комиссий является бессмысленной и технически неосуществимой. Пресс-секретарь Главного управления польской полиции, Мариуш Чярка, заявил, что украинской генеральной прокуратуре потребуется направить несколько тысяч запросов в Интерпол, чтобы проверить информацию о владельцах «белых билетов», предполагая, что большая часть получила их законным способом. Это только приблизительные данные по тем, кто скрывается от мобилизации в Польше. Прежде чем эта информация будет внесена в международную базу разыскиваемых лиц, она должна быть обработана.
Полиция впоследствии должна будет выявить и задержать основного подозреваемого. Следует отметить, что в прошлом году Интерпол совершил 3174 ареста с последующей экстрадицией по всему миру. Однако этого будет недостаточно для осуществления депортации, так как окончательное решение будет принимать польский суд на основе представленных доказательств со стороны Украины. Таким образом, выполнение данной инициативы в пределах Республики Польша потребует значительного времени. Как и любой бюрократический процесс, данный механизм можно ускорить в случае взаимного согласия сторон, однако его массовая реализация представляется проблематичной.
Кроме того, угроза возвращения на родину заставит некоторых украинцев рассмотреть возможность отказаться от своего гражданства и мигрировать в страны, которые являются условно нейтральными, например, в страны СНГ.