Такой вывод был сделан в результате проведения раскопок в йоркширской деревне Уоррам Перси.
Изучив найденные на территории поселения кости, датируемые XI-XIV веками, они обнаружили на них следы многочисленных ударов острыми предметами и следы воздействия огня. Отвергнув версии о каннибализме (удары были нанесены преимущественно в область головы и шеи, что, по словам экспертов, нехарактерно для таких случаев) и массовом убийстве «чужаков» (все люди были уроженцами этих мест), ученые пришли к выводу, что имеют дело с одним из случаев, описанных в средневековых легендах. Крестьяне боялись «восстания мертвецов», поэтому выкопали покойников и постарались сделать так, чтобы те никогда не смогли «ожить».
Мэйс и его коллеги под руководством знаменитого археолога Алистера Пайка (Alistair Pike) совершили это открытие во время раскопок в заброшенной деревне Уорэм-Перси в графстве Йоркшир на севере Англии.
Эта деревня, как рассказывают ученые, существовала с VIII-IX веков, из-за чего ее территория и связанные с ней церковь и кладбище давно привлекали внимание археологов. В середине 1960-х ученые, раскапывавшие Уорэм-Перси, нашли целое кладбище человеческих костей со следами повреждений, порезов и огня.
Изучая список находок, Пайк и его коллеги обратили внимание на эти кости, так как они напомнили им «конечный продукт» особой процедуры, которая часто описывается в средневековых хрониках.
Речь идет о ритуале, который предотвращает превращение недавно усопших в «живых мертвецов». Как пишут летописцы, люди защищались от подобной темной магии, отделяя конечности от тела покойного, ломая ему руки и ноги и сжигая их.
Конечно, наличие следов переломов, порезов и обожженных фрагментов костей не обязательно говорит о том, что жители Уорэм-Перси так поступали, однако команда Пайка, определив возраст костей, изучив их структуру и даже выяснив, где родились их обладатели, исключила другие возможные объяснения.
Средневековье, как отмечают исследователи, было суровым временем, и люди часто голодали и нередко становились каннибалами, если у них не было иной пищи. В случае с захоронениями в Уорэм-Перси это, по мнению Пайка и его коллег, маловероятно – в «странных костях» сохранился костный мозг, который каннибалы, скорее всего, съели бы. Кроме того, подобные захоронения, судя по их возрасту, продолжались как минимум 200-400 лет, с XII по XIV век, что также ставит под сомнение наличие каннибальских традиций в деревне без их упоминания в хрониках.
Другая возможная теория – что подобным образом убивали и хоронили чужаков – тоже неубедительна. Судя по долям стронция – изотопа, концентрация которого в костях человека жестко зависит от того места, где он родился и вырос, – все обладатели «странных костей» были жителями Уорэм-Перси.
Соответственно, по мнению Пайка и его коллег, причудливая гипотеза о борьбе жителей деревни с потенциальным нашествием зомби остается самой правдоподобной. Почему обитатели Уорэм-Перси поступали так только с некоторыми останками, ученые пока не знают, но предполагают, что это может быть связано с деятельностью местной церкви или поведением самих обладателей костей.