Общество привыкло вешать ярлыки на людей, подгоняя их под общепринятые стандарты, рождая тем самым стереотипы. Если у молодого человека тоннели в ушах и татуировки, то, конечно же, это какой-то бандит, и ни в коем случае нельзя подпускать его к детям, да и на работу в офис такой типаж не всегда охотно берут. Если это девушка, то, конечно же, принято считать, что она абсолютно ничего не смыслит в технике, а водит машину просто ужасно. Если человеку за 50, то считается, что он уже вышел в тираж – реакция не та, да и взгляды у него устаревшие.
Все стереотипы, не имея под собой никакой обоснованности, кроме как устоявшегося мнения большинства, значительно усложняют поиски работы. Наиболее часто встречающимися стереотипами, при прохождении собеседования, являются гендерные и возрастные.
При принятии на работу на какую-нибудь хорошую, высокооплачиваемую должность с большей готовностью возьмут мужчину, а не женщину. Это объясняется устоявшимся мнением, что женщины, по сравнению с мужчинами, менее стрессоустойчивы; более эмоциональны; ставят на первое место семью, а не карьеру; в любой момент могут уйти в декрет. Также очень неохотно берут тех женщин, которые уже имеют детей в возрасте до двенадцати лет. Мотивируя это тем, что они будут постоянно брать больничные листы, так как маленькие дети часто болеют. Также дети дошкольного и младшего школьного возраста требуют повышенного внимания, что естественно будет сказываться на работе женщины.
Кроме того почему-то общество решило, что есть профессии, которые категорически не подходят женщинам: хирург, программист, водитель, строитель. А о женщине-начальнике вообще услышишь редко. Большинство работодателей, особенно это касается мужчин, считают, что место женщины дома с детьми или возле плиты.
Не более обнадеживающая ситуация складывается и с возрастными стереотипами. Очень часто при собеседовании на работу отказывают слишком молодым (18-30 лет), ведь они еще не серьезны, у них мало опыта и вообще мало знаний. Такое отношение очень часто ставит в тупик молодых специалистов, ведь где же набраться этого опыта, если на работу без него не берут. С другой стороны соискателей в возрасте 31-45 лет довольно часто считают уже слишком старыми. По мнению работодателей, такие люди не достаточно активны, плохо переносят стресс, быстро устают физически, а их знания уже устарели. Таким образом, получается, для хорошей должности соискатель всегда будет или слишком молод, или слишком стар.
Такой эйджизм, а именно таким термином определяется притеснение по возрасту, встречается одинаково часто как среди женщин, так и среди мужчин.
Формирование стереотипов начинается еще с детства, с семьи. Мальчики сильные, а девочки слабые; девочки должны играть с бантиками и пупсами, а мальчики с машинками. Пожилые все плохо думают и медленно все делают. Изменив восприятие детей, можно будет изменить и стереотипы.