После завершения Второй мировой войны оружейники во всём мире пришли к выводу, что в будущем приоритетным будет автоматическое стрелковое оружие. Во многих странах начали создавать принципиально новые образцы пистолетов-пулемётов, автоматов и автоматических винтовок. Прорывом в отечественном автоматическом вооружении был автомат конструкции Калашникова. Однако мало кто знает, что в конце 40-х годов XX века у легендарного «Калаша» был серьезный соперник – автомат системы Коробова.
В 1946 году в СССР был объявлен конкурс по разработке новой модели автомата для армии и спецподразделений. В числе конструкторов, которые подали на конкурс свои разработки, был и инженер Герман Александрович Коробов. Оружейник представил модель автомата ТКБ-408, разработанную под патрон калибра 7,62х39 мм. Однако изделие почти сразу же выбыло из конкурса, уступив автомату Калашникова, имеющего такой же калибр боеприпасов.
После этого Коробов не возвращался к разработке нового автомата до начала 60-х годов XX века. В 1961 году оружейный конструктор разработал целую линейку автоматов ТКБ-022, некоторые из которых были направлены на испытания в рамках программы поиска более совершенных конструкционных решений автоматического оружия.
Особенностью всех образцов в линейке автоматов ТКБ было то, что оружие использовало пистолетную схему компоновки. При этом магазин с боеприпасами размещался в рукояти автомата. Оружие имело поворотный короткоходовой затвор и ствольный кольцевой поршень с достаточно длинным откатом. Гильзы выбрасывались только в правую сторону. Автомат был способен вести, как автоматический огонь, так и стрелять одиночными выстрелами.
Ещё одной конструкционной особенностью автоматов серии ТКБ было использование пластиковых деталей. До этого ничего подобного в отечественных моделях стрелкового оружия не было. На испытаниях новый автомат ничем не уступал по стрелковым качествам Калашникову, однако у новинки были 2 серьёзных момента, которые смущали военных экспертов. Первый из них заключался в необычном дизайне с сомнительными эргономическими свойствами, и чересчур большим количеством пластиковых деталей в конструкции. Второй, и, пожалуй, основной момент, из-за которого военные забраковали новинку – расположение паза для отвода отстрелянных гильз. Очень часто при стрельбе, как одиночными, так и в автоматическом режиме, они летели в лицо стрелку.