Сейчас среди россиян считается очень модным получать образование в Европе, хотя это спорный вопрос – тот же МГУ по уровню обучения ничуть не хуже Оксфорда или Сорбонны. Однако были времена, когда путешествие в западноевропейские страны было сродни тяжкому наказанию, отправка русских на обучение за границу началась еще во времена Ивана Грозного и продолжалась с перерывами весь срок существования Российского Царства и Российской Империи.
Россияне в Европе, этап первый, ознакомительный
Со времен возникновения Великого Княжества Московского, а затем и Российского Царства контакты с Западом были, в большинстве своем, минимальны. Раз в несколько лет появлялись послы Литвы и Польши – ближайших к России стран и то чаще всего по вопросам войны и мира, войны в те времена не были редкостью. Иногда заезжали послы и более далеких государств, например, Австрийской (Священной Римской) Империи, но на этом официальное представительство и заканчивалось.
Более частые контакты с Западом имели торговые города Новгород и Псков, но они решали только торговые вопросы. Сами же купцы далеко не плавали, ограничиваясь Балтийским морем. Но во времена правления Ивана Грозного на Руси, в Архангельске, появились англичане. Причем совершенно случайно, они искали так называемый «Северный путь в Индию». Капитан одного из кораблей, некий Ричард Ченслер сам назвал себя английским послом к царю (на самом деле таких полномочий у него не было) и был довольно благосклонно принят Иваном Грозным. В ответ царь послал в Англию своего посла, Осипа Непею, который чудом спасся при кораблекрушении у берегов Шотландии и добрался-таки до Лондона, где и был принят при дворе. Обратно он отправился уже с настоящим послом и целой группой английских специалистов. С тех пор визиты русских в Европу стали если не обыденным делом, то не таким редким как раньше.
Посылали учиться переводчиков (толмачей) и других специалистов. Нередко такое обучение заканчивалось тем, что студенты на родину не возвращались. Так произошло с русскими молодыми людьми, отправленными для обучения в английских университетах при Борисе Годунове. Вскоре тот умер, началась Великая Смута и о школярах вспомнили через много лет, уже после ее окончания. Нет, с ними все было в порядке, они не умерли. Просто осели на чужбине, обзавелись семьями и, естественно, не хотели возвращаться назад. Так в России появились первые «невозвращенцы».
Россияне на обучении в Европе, этап второй, массовый
Особый размах обучение за границей приобрело в царствование Петра Великого, тогда в Европу для обучения наукам, кораблестроению и другим полезным ремеслам начали отправлять людей десятками и сотнями. И не всегда это были молодые юноши. Достаточно вспомнить первого российского фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, тоже путешествовавшего по Европе и там обучавшегося. Или дипломата и политика Петра Андреевича Толстого, постигавшего премудрости наук то далеко не в юношеском возрасте. Он охотно откликался на любые инициативы Петра по причине своего участия в бунте стрельцов еще времен царевны Софьи и все-таки стал приближенным к царю.
Однако большинство студентов были все же молодыми людьми из дворян. Провожали их со слезами, не надеясь увидеть вновь. Но, в большинстве случаев, все заканчивалось хорошо и закончив обучение студенты возвращались на родину. Учились молодые дворяне когда хорошо, а когда не очень. Типичный для тех времен случай произошел, когда слуга-калмык посещал все занятия вместо хозяина, и пришел ему подсказывать на царский экзамен. В результате Петр дал слуге вольную и сделал его офицером флота (впоследствии слуга, Денис Калмыков, дослужился до адмирала), а хозяина его отправил в простые матросы.
Россияне получают образование и живут в Европе, этап третий, торжественный
После такого удачного дебюта времен Петра Великого дверь в Европу была открыта, и дворяне часто ездили туда не только в увеселительные путешествия, но и на обучение. Со временем даже появилась своеобразная мода на обучение в Европе. Особенно российские путешественники и студенты уважали Францию, французский язык даже стал своеобразным вторым языком дворянства вообще и знати в частности. Не отставали от дворян и купцы, им теперь довольно часто приходилось бывать в Европе по делам, вот и набирались они там всего, как полезного, так и не очень. А еще по всей Европе открылись российские посольства, иногда имеющие немалые по численности штаты.
Что до простых студентов, то им тоже приходилось бывать на Западе. Например, великий Михаил Васильевич Ломоносов не только учился в Германии, но и встретил там свою будущую жену, Елизавету-Христину Цильх. С которой прожил впоследствии многие годы, и которая стала его верной спутницей и помощницей во всех делах. А еще Михаил Васильевич был «отцом» первого российского университета, нынешнего МГУ, который и поныне носит его имя. Университет, по его мнению, был нужен в том числе и для того, чтобы молодые люди не ездили учиться за тридевять земель, а делали это в своей стране.