Во времена СССР, особенно с начиная с конца 50-х годов прошлого века, было модно жаловаться на дефицит импортных товаров. Действительно, советская торговля не спешила наполнять прилавки зарубежным ширпотребом, по нескольким причинам. Но, как известно, запретный плод всегда сладок, вот и появились в конце 50-х годов первые фарцовщики – люди, которые продавали «из-под полы» дефицитный импорт.
Фарцовка в СССР, начало тайной продажи импортных товаров
Фарцовка, как явление появилась в Советском Союзе в конце 50-х, в период впервые проводившегося в стране Фестиваля Молодежи и Студентов. Именно тогда в СССР первый раз за всю его историю прибыло настолько большое количество иностранцев. Которых тут же начали осаждать местные ловкачи с целью покупки всякого рода импортных товаров. Ходят слухи, что само слово «фарца» происходит от выражения на английском «for sale». Так или иначе, но именно Фестиваль Молодежи в Москве можно считать отправной точкой для подпольной торговли импортными товарами.
Впоследствии иностранные туристы продолжали считаться одним из способов поставок товаров для фарцовки, однако перестали быть основным. В Советском Союзе появились новые каналы поставки импорта из-за рубежа. Дело в том, что с наступлением 60-х годов за границу начало выезжать на время все большее количество советских граждан. Это и дипломаты, и сотрудники всяческого рода экономических представительств, служащие совместных с иностранцами предприятий, наконец просто туристы. Может это и вызовет удивление, но иногда советские рабочие, служащие и т.д отдыхали за границей. А еще были ученые, посещавшие свои научные мероприятия, деятели культуры, ездившие на гастроли и фестивали.
Был еще один канал поступления в СССР импортных товаров – морской. Это касалось как портов Советского Союза, где у иностранных моряков можно было купить что-нибудь интересное, так и советских моряков, довольно часто ходивших в так называемые «загранки», то есть заграничные плавания. Причем это касалось как моряков с торговых судов, так и служащих в рыболовецком флоте. Об их участии во всесоюзном процессе фарцовки стоит рассказать особо.
Какие товары везли в СССР моряки рыболовецкого флота
Моряки рыболовецких судов довольно часто бывали в заграничных портах. Если взять, к примеру, Тихоокеанский регион, то им чаще всего приходилось заходить в порты Китая, Кореи, Японии и других азиатских стран. Самым «торговым» местом, по их мнению, был Сингапур, больше всего покупок ширпотреба делалось именно там. В основном из-за низких цен. На Тихоокеанском побережье США тоже бывали, там брали, в основном, джинсы по 5-7 долларов, которые в СССР можно было продать за 300 рублей.
Вообще, ассортимент ввозимых советскими моряками в СССР товаров был крайне разнообразен – это и пластиковые пакеты, и сигареты, и зажигалки, и жевательная резинка, и спиртные напитки (в основном виски и ром). В списке более серьезных покупок фигурировали одежда и обувь (в том числе спортивные), аудиокассеты, аппаратура и т.д. Ближе к развалу СССР начали ввозить и машины, в основном из Японии. Где можно было купить приличную подержанную машину всего за 300 долларов. Но самым прибыльным товаром считался китайский речной жемчуг. Его цена там составляла 6 юаней за нитку. В СССР такая нитка стоила уже 300 рублей.
Чем рисковали и как относились к СССР моряки, ставшие одним из каналов поставки импортных товаров
Однако не стоит думать, что морякам так просто все доставалось. В валюте они получали совсем немного, около 20 процентов зарплаты, кроме того, существовали большие ограничения в ее обороте, за валютные операции была даже довольно жесткая статья. Кстати, уголовной статьи именно за фарцовку в законодательстве СССР не было. Однако была уголовная ответственность за спекуляцию и оборот валюты, так что определенный риск существовал. Кроме того, за так называемое «приставание к иностранцам» был положен крупный административный штраф.
Несмотря на бытовые неурядицы жизни в СССР, основная масса моряков все же любила свою Родину. Один из моряков рыболовецкого судна, неоднократно побывавший в заграничных плаваниях так охарактеризовал свои эмоции от заграничных командировок: «впечатления были неоднозначными, при всем изобилии товаров и продуктов за кордоном, ни я, ни один из моих коллег не остался невозвращенцем.»
Такая вот позиция, заслуживающая немалого уважения.