С середины XVI и до 1861 года на территории Российской империи бояре и помещики имели «законных рабов» – крепостных крестьян. Причём преимущественно это были коренные россияне. А вот жители присоединённых территорий в большинстве своём избежали такой участи.
Быть Императором: практически искусство
Еще с эпохи царствования Ивана Грозного Московское царство начало активную завоевательную политику. Россия присоединила к своей территории покорённые Астраханское и Казанское ханства, а также земли Поволжья, населённые финно-угорскими народами. К началу XVII века территория царства была равна всему европейскому материку, а после реорганизации Петром I Московии в Российскую Империю, к середине 1700-х годов, Россия стала самой большой страной мира.
Управление такими территориями требовало большого количества чиновничьего аппарата. Содержать «в смирении и полном довольствии» некоторых правителей на местах за счёт государственной казны было весьма накладно.
Так как Россия всегда была страной аграрной, то нашёлся простой выход – «одарить» помещиков-землевладельцев «легальными рабами». В их роли выступили простые русские крестьяне, которых «прикрепили» к земельным участкам, а, следовательно, к хозяевам оных.
Все, да не все
Крепостное право не всегда распространялось на абсолютно всех «верноподданных» Российской империи. Сельские жители восточных областей Беларуси (Белой Руси) и Украины (Малороссии), которые после падения Речи Посполитой отошли во владения Москвы, крайне враждебно воспринимали сам факт «закрепощения». В первое время люди, проживающие на этих территориях, были «условно-свободными».
Закон Империи предусматривал только уплату крестьянами с этих земель «подушного налога». Однако позже, во времена царствования Екатерины II, и белорусы, и украинцы «справедливо сравнялись» с жителями Центральной России.
В 1773 году императрица Екатерина II издала свой указ «Об терпимости всяких вероисповеданий». Согласно этому документу, к некоторым народностям (мусульманам и буддистам) на присоединённых землях не только не применялась политика «закрепощения», но даже, более того, такие общины официально получали финансовую поддержку на государственном уровне.
Плати златом и не будешь солдатом
Общая 25-летняя воинская повинность для молодых людей в Российской империи была нормой. Солдат набирали, в основном, из молодых крестьян. И если в Центральной России «в ружье» ставили всех здоровых молодых людей, то на «периферии» часто применялся закон «откупного» – сельская община могла за определённую сумму откупить своего гражданина от воинской повинности.
Уникальная политика
Уникальность такой политики российских монархов заключается в том, что ни одно другое европейское государство не предпочитало жертвовать своим народом и «оберегать» нации, завоёванные извне. Для большинства правителей той эпохи такая политика Российской империи была, как минимум, непонятна.