Воскресенье, 8 сентября 2024 года
Выбор редакции

Зачем и как на Руси боролись с матом в обществе

Мат существует в России ещё с очень далеких веков, и с ним активно боролись правители, пытаясь искоренить. На то были свои причины, и политика в данном направлении успех имела далеко не 100-процентный. Как видно по современным реалиям, многовековые старания прошли даром — мат прочно вошёл в обиход многих людей.

Использовался мат ещё во времена древних славян, но поначалу он не воспринимался как бранная лексика. Напротив, это были особенные слова, применявшиеся по ходу оккультных ритуалов для общения с духами.

В своей работе «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии» Б. А. Успенский отмечает, что мат в славянском язычестве имел ярко выраженную культовую функцию. Он являлся неотъемлемым атрибутом различных обрядов и ритуалов.

Но в повседневной жизни использовать «черную брань» не положено было. Считалось: если материться в доме или хлеву, то беды не миновать.

В эпоху христианства Церковь определила матерщину как бесовщину, считая её пережитком язычества. Правители серьезно взялись за искоренение мата в обществе, тем не менее данная лексика всё равно наблюдалась как в повседневном обиходе людей, так и в фольклоре.

Московский регион

В 1480 году великий князь Василий III на законодательном уровне ввел запрет на мат, поддерживал это впоследствии и его сын Иван Грозный.

Суровые меры вводил и царь Алексей Михайлович, который в 1648 году выпустил указ, в котором говорится, что петь бесовские песни и браниться непотребствами запрещено. Людей предостерегли, что за нарушение указа последует жесткое наказание.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Старинные Русские суеверия наудачу и счастье, актуальны до сих пор

Новгородский регион

На территории Новгорода и Старой Руссы были найдены берестяные грамоты XII—XIII веков, в которых имеется обсценная лексика. В одной из них сваха обращается к женщине по имени Марена по поводу, вероятно, намечающегося замужества её дочери, и при этом использует матерные слова.

Другая грамота содержит текст, написанной некой Анной. Она обращается к своему брату, жалуясь на мужчину по фамилии Коснятин. Этот самый Коснятин, как следует из текста, назвал Анну и её дочь известным срамным словом, обозначающим распутную деву.

Северные регионы

В некоторых регионах с приходом христианства довольно долгое время сохранялось двоеверие, поэтому там матерщина стала неотъемлемой частью фольклора. Такая ситуация сложилась, например, в Олонецком крае и Архангельской губернии.

Известно, что в олонецких сказках матерные слова использовалось во время обращения к сущностям из потустороннего мира. Естественно, что при публикации произведений, записанных фольклористами со слов сказителей, действовала цензура, и такие выражения не пропускались.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Персонажи славянской мифологии и фольклора, ставшие наиболее популярными


Новости партнеров