Последняя перепись населения России проходила в 2010 году, с тех пор количество заброшенных деревень неумолимо растёт с каждым месяцем. На административном языке про такие территориальные единицы говорят – «упразднены». Молодёжь и люди среднего возраста перебираются в города, где есть работа. Для того чтобы выжить.
Оставшиеся одни старики постепенно умирают, оставляя дома на произвол судьбы.
Колорит жизни в «вымирающей» деревне России
Точных сведений на государственном уровне о том, сколько россиян проживает в условиях сельской местности, нет. По самым приблизительным подсчётам, это каждый четвёртый гражданин, если не каждый пятый.
Жизнь в деревне – тяжёлый ежедневный труд:
- уход за домашними животными – козы, коровы, куры и прочая живность требуют корма, и соответствующих условий содержания;
- сельскохозяйственные работы. Посадка овощных и зерновых культур. Уход за ними. Уборка урожая, и заготовки на зиму;
- поддержание в приличном состоянии дома. Подлатать крышу, отремонтировать дверь. Зачастую в деревнях простые деревянные строения, которые быстро ветшают без должного ухода;
- хлопоты по хозяйству. Как минимум, запасы дров на зиму. Не во всех российских населённых пунктах есть газ. Дома приходится отапливать при помощи печки. Парадокс XXI века. Аналогичная ситуация и с водопроводом. Вода из колодца. В лучшем случае – колонка или насос. Хотя есть и не электрифицированные населённые пункты.
Своеобразное преимущество, если деревня «под боком» у какого-то крупного агрохолдинга. Тогда у местных жителей есть работа. Правда, зарплаты там зачастую мизерные, а труд тяжёлый.
Жёсткие условия выживания выдерживают не все люди, вынужденные в силу ряда причин, жить в сельской местности. Многие спиваются. Повальный алкоголизм – норма для глухих мест. Другие добровольно уходят из жизни от безысходности. Есть и те, кто пытается выжить в нечеловеческих условиях, компенсируя «копеечные» суммы от государства, содержанием домашнего хозяйства.
Почему «вымирают» деревни в России
Одна из веских причин, почему люди бегут из сельской местности – упадок социально-экономической сферы. Зачастую планомерный. Государству экономически не выгодно содержать инфраструктуру сельской местности на должном уровне, не говоря о вкладывании дополнительных средств для стимулирования расширения хотя бы рабочих мест.
В деревнях и посёлках процветает безработица, «хромает» медицинская, образовательная и культурная инфраструктуры. Печальная тенденция – школы и медицинские учреждения в малых населённых пунктах закрываются. Государству не рентабельно их содержать.
Людям из деревень и сёл приходится по бездорожью добираться в районные центры. Зачастую это не один десяток километров. Если в тёплое время года это может показаться не «глобальной проблемой», то с наступлением зимы всё только усложняется. Карета скорой помощи не всегда успевает доехать во время до больного человека. Если вообще доедет. Не у каждого сельского жителя есть автотранспортное средство.
Ещё более удручающе обстоят дела с образованием. Дети вынуждены несколько километров добираться сначала в школу, потом возвращаться обратно домой. Хорошо, если «в глушь» ходит транспорт. А если нет.
Как «умирают» деревни в России
Процесс «вымирания» населённых пунктов вдали от городов, начался в 1990-х годах. Тогда планомерно закрывали колхозы, где трудились люди, зарабатывая себе на жизнь.
Скотина вывозилась на бойню. Техника продавалась, сдавалась на металлолом или просто оставлялась ржаветь. Поля забрасывались, они постепенно зарастали сорной травой. Сельские жители, в поисках источников выживания, перебирались в более крупные населённые пункты – города.
В деревне оставались в основном старики и люди пенсионного возраста. Те, кому некуда было переезжать. Одним не хватало для этого денежных средств, другие в силу состояния здоровья или привычки – родная земля, дом.
Один за другим оставшиеся в живых деревенские жители уходили в мир иной. Пока в деревне не оставалось никого.
Затем районная администрация принимала решение отключить «безлюдный» населённый пункт от электричества. Потом переставали расчищать дорогу от снега. Соответственно и ремонтировать её. Всё равно никто не ездит.
Финальная точка – внесение деревни в список под названием «населённый пункт без населения».
Мародёры. Обветшалые дома. Скрытые в зарослях травы, когда-то плодоносящие поля и оживлённые дороги. Медленно, но уверенно «наступающий» лес. Так, когда-то населённый пункт, полный жизни, превращается в просто точку на карте. Со временем исчезает и она.