Вадима Туманова, руководителя золотопромышленных артелей на Колыме, в 80-90-х годах считали одним из самых богатых людей России. Хотя сам Туманов говорит, что долларовым миллионером он не был, но всю жизнь стремился к тому, чтобы человек мог достойно жить, зарабатывая соизмеримо своему труду.
Уникальная судьба главного золотодобытчика страны Вадима Туманова
Вадим Туманов родился в 1927 году в украинском городе Белая Церковь, в трехлетнем возрасте переехал с семьей на Дальний Восток. Там окончил мореходку, был штурманом, ходил в плавание, занимался боксом.
Впервые был арестован за то, что читал запрещенные стихи Есенина и осужден по статье «антисоветская пропаганда и агитация». Так началась его лагерная жизнь в сталинском ГУЛАГе. Находясь в заключении, Вадим Туманов занимался добычей золота. Он совершил восемь попыток побега, за что ему каждый раз добавляли срок.
После смерти Сталина Вадим Туманов был освобожден и реабилитирован, но поскольку вся его молодость прошла на Колыме и добыча золота стала его основной специальностью, он решил остаться там, окончить курсы горных мастеров и создать первую в стране частную артель.
Деятельность Туманова принесла стране более 500 тонн золота
Первая золотодобывающая старательская артель «Семилетка» была создана Вадимом Тумановым на Колыме в 1956 году, но этим дело не обошлось. Вскоре были созданы другие артели в Якутии, в Приморье, на Охотском побережье.
Внедрение рационализаторских идей и технологий, повышение производительности, стремление обеспечить рабочих бригад достойными заработками были отличительной чертой артелей Вадима Туманова. В те времена золотодобытчики в артели получали по две тысячи рублей – таких зарплат не было ни у кого в СССР.
Кроме того, отношения в артели строились на взаимном доверии и честности. Это стало возможно благодаря тому, что Туманов хорошо разбирался в людях и случайных людей рядом с ним не было. Попасть в артель Туманова было нелегко.
Но и дисциплина в артели была железной – строгий распорядок дня, суровый сухой закон, вахтовый метод, тяжелая работа по 12 часов в сутки.
По официальным данным артели и дочерние предприятия, созданные Тумановым, добыли стране в общей сложности более 500 тонн золота, хотя сам Туманов считает, что это заниженная цифра.
Вадим Туманов был близким другом Владимира Высоцкого
Высоцкий и Туманов сразу нашли друг друга, их первое случайное знакомство переросло в многолетнюю мужскую дружбу. Злые языки поговаривали, что Высоцкий ездил к Туманову за деньгами, хотя на самом деле он всего один раз был в артели Туманова на Колыме, где пел для старателей бесплатно.
А встречались они преимущественно в Москве, где у Туманова в то время уже была квартира на Ленинградском проспекте. И когда он приезжал в Москву, они обязательно встречались, могли ночами сидеть на кухне. Высоцкий пел песни и слушал рассказы Туманова о гулаговских лагерях, о жизни старателей. Их объединяла любовь к свободе и внутреннее несогласие с режимом.
Рассказанные Тумановым истории из жизни легли в основу таких песен Владимира Высоцкого, как «Побег на рывок», «Райские яблоки». В романе «Черная свеча», созданном Высоцким в соавторстве с Леонидом Мончинским, прототипом главного героя стал его друг Вадим Туманов.
После смерти Высоцкого Вадим Туманов стал одним из основателей премии его имени под названием «Своя колея». Эта премия вручается тем, кто ни при каких обстоятельствах не сходит с выбранного пути.
Гонения на Вадима Туманова, устроенные государством
Большие заработки старателей не давали покоя многим государственным чиновникам. Но как бы они не горели желанием запретить Вадиму Туманову его деятельность, они не могли этого сделать, потому что стране требовался драгоценный металл, а ни одно государственное предприятие по эффективности не могло сравниться с частными артелями Туманова.
Против Туманова несколько раз под разными предлогами возбуждали уголовные дела, но всякий раз оправдывали за отсутствием состава преступления.
И все же в 1987 году против деятельности Вадима Туманова и созданной им артели «Печора», которая стала первым в стране хозрасчетным кооперативным предприятием, была развернута мощная кампания, возглавляемая некоторыми членами Политбюро.
Было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищениях, на всех базах артели начались обыски, проводились допросы всех работников, в том числе уволенных из артели. Именно среди них искали обиженных и недовольных деятельностью Туманова, но ни один из более чем тысячи допрошенных не дал против него показаний.
Через год дело было закрыто за отсутствием состава преступления.