В первой половине ХХ века, а именно 5 декабря 1941 года произошло знаменательное событие – под Москвой началось контрнаступление советских войск. По сути это была первая наступательная операция Красной Армии такого масштаба, она имела огромное военно-политическое, стратегическое и даже историческое значение. Впервые немецкие войска были вынуждены отступать в таких масштабах, навсегда простившись с планами взятия советской столицы.
Краткая предыстория советского контрнаступления под Москвой
Осенью 1941-го года немецкие генералы были просто уверены, что возьмут Москву. Операция «Тайфун», начавшаяся в последние сентябрьские и первые октябрьские дни, была тщательно спланирована, под Вязьмой в «котле» оказался практически весь Западный фронт РККА, а с юга наступление на Орел и Тулу развивали панцер-дивизии Гудериана. Однако победа под Москвой начала коваться именно в те октябрьские дни, когда наспех собранные части и даже подразделения, юные курсанты и пожилые ополченцы погибали в подмосковных полях с одной целью – задержать немецкие войска на день, на час, на минуту. Все эти промежутки времени позволили советскому командованию перебросить свежие дивизии с Дальнего Востока и Сибири, собрать части и соединения, вышедшие из окружения и, таким, образом создать Западный фронт заново.
Огромное морально-политическое значение имел тот факт, что Верховный Главнокомандующий Сталин остался в Москве, а не эвакуировался с правительством в Куйбышев, и, конечно же, проведение в столице традиционного Парада 7 ноября. И хотя немцы находились уже в 17 километрах от Москвы, в ее дачной зоне, и видели столицу в бинокли, но эти оставшиеся километры пойти уже не смогли, выдохлись. А выдохлись они благодаря таким героям как знаменитые панфиловцы, они были лишь частью поистине массового героизма советских людей.
Подготовка и начало советского контрнаступления под Москвой
А между тем Ставка понемногу копила резервы и собирала силы для грядущей наступательной операции. К началу декабря 1941-го в районах севернее и южнее Москвы были сконцентрированы силы двух общевойсковых армий. Пополнение получали и соединения, уже сражавшиеся на фронте. Планировалось и увеличение числа самолетов, в том числе и за счет Авиации Дальнего Действия и Московской зоны ПВО. Вот только танков почти не было – эвакуированная на восток промышленность еще не могла дать их в достаточном количестве.
Учитывая сложившуюся ситуацию было принято неожиданное решение: в некоторых местах предполагалось начать наступление ночью, за несколько часов до рассвета, без артподготовки. Замысел, несмотря на скептическое отношение к нему некоторых генералов, удался, оборона противника была прорвана, в образовавшиеся разрывы немецкой обороны вводились подвижные соединения – кавалерия и немногочисленные танки. Вскоре наступление успешно развивалось по всему Западному фронту и на флангах соседних фронтов – Калининского и Юго-Западного.
Гитлер был в ярости, он сменил практически все руководство группы армий «Центр», начиная с самых высших чинов. Он требовал, просил, угрожал с целью остановить отступление. Однако советское контрнаступление развивалось, к концу января 1942-го противник был отброшен от Москвы на среднее расстояние в 200 км.
Значение советского контрнаступления под Москвой
Значение начавшегося 5 декабря 1941-го года советского контрнаступления под Москвой просто огромно. Его нужно рассматривать в нескольких областях: военно-политической, стратегической, моральной. Стратегическое значение состоит в том, что был сорван план захвата советской столицы, группа армий «Центр» потерпела сокрушительное поражение и понесла огромные потери, немцы были отброшены от Москвы, речи о новом наступлении на этом участке фронта даже и быть не могло.
Военно-политическое, моральное и историческое значение этой операции состоит в том, что впервые в истории немецкие войска потерпели настолько крупное поражение – раньше их так еще никто не бил. Это было важно не только для СССР и его Красной Армии, а и для союзников, которые теперь знали, что Советы войну не проиграют точно.
Победа под Москвой воодушевила советских людей, теперь они знали, что немцев можно бить и нужно бить. Даже на оккупированной территории советские люди воспрянули духом – ведь немцы неоднократно заявляли о взятии Москвы. И хотя впереди были еще Сталинград, Курская дуга и много других фронтовых дорог, Победа начала коваться именно там, в «белоснежных полях под Москвой».