Испокон веков осенью прихожане Русской Православной Церкви чтут память своих усопших родственников. Этот важный поминальный день называется Дмитриевская субботу. Она приурочена к дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
Дата последнеродительского дня в ноябре 2024 года
Дмитриевская родительская суббота – важный день в православной традиции, когда верующие вспоминают и молятся за усопших. Этот день отмечается в субботу перед праздником святого великомученика Димитрия Солунского, который приходится на 8 ноября. В 2024 году Дмитриевская родительская суббота будет отмечаться 2 ноября.
В этот день прихожане собираются в храмах, где совершаются специальные богослужения и панихиды. Люди приносят с собой поминальные записки, в которых указывают имена своих усопших родственников и близких. На кладбищах также проходит много людей, которые ухаживают за могилами, приносят цветы и зажигают свечи в память о тех, кто ушел из жизни.
Дмитриевская родительская суббота символизирует связь между живыми и умершими, подчеркивая важность памяти о тех, кто оставил этот мир. Это время для размышлений, молитвы и семейного единства. Верующие считают, что в этот день особенно важно молиться за душу усопших, прося у Бога о их покое и спасении.
Таким образом, Дмитриевская родительская суббота становится не только днем поминовения, но и возможностью для людей объединиться в молитве и поддержке друг друга в горе утраты.
История поминального дня
Димитриевская суббота, отмечаемая в субботу перед праздником великомученика Димитрия Солунского, имеет глубокие исторические корни, уходящие в эпоху князя Дмитрия Донского. Эта традиция, возникшая после Куликовской битвы, состоявшейся 8 сентября 1380 года, олицетворяет не только память о павших воинах, но и слияние языческих обычаев с православной верой.
Как отмечает архиепископ Димитрий, данная суббота стала заменой языческим тризнам — обрядам, которые проводились восточными славянами в честь усопших. Эти ритуалы включали песни, танцы и пиршества, проходившие рядом с местом погребения. Позже слово «тризна» стало синонимом поминальных обрядов.
С начала XX века Димитриевская суббота стала отмечаться с особой торжественностью. Люди приходили на кладбища, где служили панихиды и приносили богатые подношения священнослужителям. Женщины часто выражали свои чувства, причитая на могилах близких.
На Руси в субботу перед Димитриевым днём проводились «прощальные поминки». В центральном Полесье в пятницу поминки были постными и назывались «дедами», а в субботу — скоромными и именовались «бабами». В Литве и Белоруссии этот день известен как «Пир козла», где главенствующие роли играли козляр, гусляр и жрец.
Традиционно в этот день пекли обрядовые пироги, которые оставляли на могилах для душ усопших. Как и в других поминальных днях, Димитриевская суббота включает в себя панихиды, заупокойные молитвы и поминальные трапезы. Интересно, что в народных обычаях сохранились элементы дохристианских традиций, связанные с почитанием предков. Например, накануне субботы в бане оставляли чистую воду и новые веники, а на столе оставляли подготовленный обед для пришедших предков. Угощения также приносили на кладбище. Масштаб празднования свидетельствует о единстве языческих и христианских традиций.
В пятницу вечером в храмах проводится Парастас — поминальная вечерняя служба. В саму субботу с утра проходит заупокойная литургия с панихидой. В этот день принято приносить в храм продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мяса.
Важно отметить, что Димитриевская суббота в 2024 году станет последней из родительских суббот.
Кого поминают в этот день
В среде прихожан существует распространенное мнение о том, что молиться можно лишь за тех, кто был крещен и умер в вере, исповедавшись и причастившись. В одном из монастырей монахини даже обучают паломников: «Молитесь только за самых близких, и то с осторожностью. За верующих — пожалуйста, но за некрещеных, даже за самых родных, не стоит. Человеку нужно отмолить свои грехи, а молитва о других может восприниматься как дерзость перед Богом».
Как ответить тем, кто придерживается такого взгляда? Молитва и милостыня за души усопших — это помощь тем, кто ушел из жизни.
Несомненно, если человек ушел из жизни некрещеным, а тем более, если он был сознательно неверующим и не имел отношения к Церкви, то после смерти его невозможно «привязать» к ней. Его имя не упоминается в записках на проскомидию. Однако родным и близким, которые неравнодушны к судьбе усопшего, следует молиться о нем как дома, так и в храме, включая панихиды. Важно помнить, что молитва в храме — это не только действие священника, но и общее дело всей Церкви, всех присутствующих.
Если мы сами считаем себя христианами, это наш долг — исполнять заповедь о любви к ближнему.
Если же усопший покинул этот мир в тяжких грехах и без раскаяния, то мы можем только доверить его Богу и Его праведному, но милосердному суду. Церковь напоминает нам об этом на каждом богослужении, произнося в одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».