Ровно 80 лет назад, в холодные дни конца ноября – начала декабря 1939 года между Советским Союзом и Финляндией начался военный конфликт, который принято называть еще «зимней войной». Над причинами этой войны, закончившейся весной 1940 года, ее ходом и результатами до сих пор продолжаются жаркие споры историков. Но все они единодушны во мнении, что этот военный конфликт вскрыл некоторые проблемы в РККА, которые ранее предпочитали замалчивать.
Упрямство или провокация: основные причины «зимней войны» с Финляндией 1939-1940 годов
После прошедшей по России, как стихийное бедствие, Гражданской войны и заключения большевиками договоров, чаще всего невыгодных с военно-политической точки зрения, с соседними странами граница с Финляндией оказалась совсем близко к «северной столице» СССР – Ленинграду. Пришедшее к власти в конце 20-х, начале 30-х годов советское руководство во главе со Сталиным не питало иллюзий в отношении «мировой революции» и других идеологических штампов. Поэтому старалось отодвинуть границы как можно дальше от важных центров страны.
Отношения с Финляндией – яркий тому пример. В 1938 году СССР неоднократно предлагал финнам решить вопрос безопасности Ленинграда, причем поначалу речь даже не шла о территориальных уступках – главным было обеспечение безопасности города на Неве тем или иным способом. Предложение передать в аренду на 30 лет полуостров Ханко не было ни в коей мере оскорбительным и унизительным для финской стороны, это была бы надежная гарантия от оккупации Финляндии третьими государствами с целью дальнейшего нападения на СССР.
Однако финские власти, подталкиваемые теми же «западными партнерами» не согласились ни на этот вариант, ни на другой. По нему Советский Союз передавал Финляндии обширные территории на севере взамен на участок Карельского перешейка. Противостояние в политике неминуемо превратилось бы в войну. Кстати, финны не скрывали, что им нужно продержаться всего полгода, а потом им на помощь придет «весь цивилизованный мир», Советский Союз же после этого сразу развалится. Времена и названия другие, а принципы и ожидания все те же – даже спустя 80 лет.
Ход «зимней войны» с Финляндией 1939-1940 годов
Итак, 30 ноября 1939-го началась активная фаза конфликта, полномасштабные боевые действия. И сразу же в РККА начали обнажаться негативные стороны, о которых раньше предпочитали умалчивать: некомпетентность командования, проблемы со снабжением, отсутствие должного уровня подготовки у солдат. В результате советские войска «уперлись» в так называемую «Линию Маннергейма», очень хорошо оборудованный укрепрайон с большим количеством ДОТов и ДЗОТов. Артиллерии, способной разрушать укрепления подобного типа, на месте не оказалось и наступление остановилось. Не лучше обстояли дела и на других участках советско-финского фронта.
Однако, к началу февраля, после того как были подтянуты необходимые силы и средства, произведены кадровые перестановки, наступление РККА возобновилось. На основном, главном направлении удара – Карельском перешейке были прорваны сначала первая, а потом и вторая полосы обороны знаменитой «Линии Маннергейма», советские войска вышли к Выборгу. Начались успешные действия и на других участках советско-финского фронта.
Время шло, РККА открыла себе дорогу на Хельсинки, Запад на войну не торопился, ограничиваясь продажей в Финляндию старой техники, а СССР никак не хотел разваливаться. В этой ситуации финское правительство решило более благоразумным заключить мир с Советским Союзом. В начале марта начались переговоры.
Итоги «зимней войны» с Финляндией 1939-1940 годов
Согласно заключенному в начале марта 1940-го Московскому мирному договору, Финляндия передавала СССР весь Карельский перешеек с городом Выборг, северное и западное побережья Ладожского озера, а также территории на севере Карелии и полуостров Рыбачий неподалеку от Мурманска. Кроме того, Советский Союз получил в аренду полуостров Ханко. Граница от Ленинграда была отодвинута, и кто знает – может этих километров и не хватило немцам и финнам в 1941-м, чтобы взять город на Неве.
«Финская кампания» породила массу вопросов в СССР, и, в первую очередь, к военачальникам. Ворошилов был снят с поста наркома обороны, были проведены и другие кадровые перестановки. А главное – впервые командиры не побоялись заявить, что политработники мешали им воевать.
Гитлер вообще начал считать СССР «колоссом на глиняных ногах», невысокого мнения о СССР и его армии был и Уинстон Черчилль. А чуть более чем через год началась Великая Отечественная, которая показала, что оба они были неправы, что советский народ и его армия непобедимы, хотя и стоило это многие миллионы человеческих жизней.