Среди историков, проводящих анализ Второй мировой войны, есть немало тех, кто выискивают «утраченные возможности Гитлера». События той войны в себе таят немало загадочных решений обеих сторон, которые смогли оказать ключевое влияние на ход войны.
Непонятным решением является отказ Адольфа Гитлера в начале 1942 года от атаки на Москву, в результате чего вермахт направился в сторону Волги и Кавказа. После наступления зимой 1941-1942 годов у советской армии были немалые потери, без серьезных результатов. Германская армия успешно удерживала ряд захваченных позиций.
Командование Третьего рейха хотело получить перелом войны в свою пользу в 1942 году. У немецкой армии и экономики были для этого все возможности. Но Гитлер и военные командиры искали для себя самое подходящее место для основного удара. Они пошли на юг, где и потерпели крах. В 1942 году ГРУ СССР обнародовало доклад, где сообщалось, что немцы предпримут попытку повторного захвата Москвы. Но, при этом, вермахт пойдет не с запада, а в обходном направлении – с юга и востока.
Эксперты ГРУ свое предсказание создавали, согласно анализа основ германской военной мысли. Известный немецкий мыслитель Карл Клаузевиц всегда утверждал, что основой победы может быть максимальное уничтожение солдат противника. По состоянию на 1942 год было понятно, что советская армия будет защищать Москву. По этой причине вермахт мог Красной армии нанести поражение в этом месте. При этом, немцы тоже анализировали планы своих врагов, предсказывая действия и решения советских стратегов. Но для немцев южное направление оказалось опасным.
Вермахт, направляясь к Волге и Кавказу, сильно удалялся от ключевых центров противника. Основные соединения РККА германский удар не затрагивал. Историки объясняют южное наступление немцев в 1942 году нехваткой нефти. Целью такой атаки не было всеобщее поражение врага, а захват его ресурсов. Не осталось никаких свидетельств протестов к решению Гитлера от военного руководства рейха.
Немецкие генералы не имели возражений против наступления на южное крыло. Историки сообщают, что решение Третьего рейха в 1942 году идти на Кавказ осталось наиболее загадочным эпизодом Второй мировой войны.