Как выглядит жизнь, созданная под влиянием радиации, 35 лет спустя после аварии на Чернобыльской АЭС — этот вопрос изучается учёными всего мира, и результаты их исследований неоднозначны. До сих пор остаётся непонятным, каким же именно образом ядерный инцидент навредил окружающей среде.
Авария на Чернобыльской АЭС случилась 26 апреля 1986 года. К ней привёл эксперимент, который должен был проверить, насколько соблюдена безопасность в атомном реакторе. Но что-то пошло не по плану, и радиация вырвалась наружу, заразив мир вокруг. И теперь слово Чернобыль у всех ассоциируется со словом «радиация».
Жизнь в Чернобыле сумела быстро восстановиться
После аварии из Чернобыля и 30-километровой зоны вокруг АЭС были вывезены все жители. И в настоящее время людей в этой зоне практически нет. Тем не менее это не безжизненная территория. Сегодня сюда приезжают смелые туристы, да и с местной природой вроде бы полный порядок.
Учёные, наблюдая за природой в этом районе, задаются вопросом, значит ли это, что она способна так быстро возобновиться даже после такого ядерного потрясения.
Сразу после аварии на Чернобыльской АЭС экологии, безусловно, был нанесен значительный ущерб. Хвойный лес погиб на территории площадью пять квадратных километров, и его стали называть рыжим лесом, потому что иглы у умирающих ёлок и сосен стали ржаво-красного цвета.
Учёные отмечали в первое время после аварии в тех районах, что были загрязнены больше всего, гибель многих видов беспозвоночных, а млекопитающих стало заметно меньше. Однако в зоне отчуждения на большой площади радиация заметно понизилась за какие-то месяцы. И дикой природе, которой человек своей деятельностью не мешал, удалось быстро восстановиться.
Созданный радиацией эффект оказал на природу достаточно ограниченное воздействие
Учёные теряются в догадках, как природа смогла так быстро восстановиться, и поэтому процессом стали интересоваться во всём мире. Ведь таких участков на Земле не так много.
С конца 80-х гг. учёные стали заниматься программой по изучению местной фауны с воздуха. Они наблюдали за лосями, кабанами и косулями. И был выявлен медленный, но стабильный прирост этих популяций.
Некоторые учёные считают данные, полученные путём наблюдений с вертолёта, неидеальными. Другие им возражают: возможно, это и так, но зато получены данные, что уже спустя год-два после трагедии животный мир смог восстановиться.
В 90-х гг. американские и украинские экологи с помощью ловушек отловили несколько особей мышей, полёвок и землероек, и пришли к выводу, что животные примерно в одном разнообразии и обилии как в зоне отчуждения, так и за её пределами. То есть по прошествии 10 лет со дня аварии у мелких млекопитающих признаки лучевой болезни больше не наблюдались.
В 2020 году учёные опубликовали результаты своего самого тщательного изучения популяций животного мира в районе чернобыльской трагедии. И снова оказалось, что природа из-за радиации пострадала весьма ограниченно.
Как выглядит жизнь, созданная радиацией: мнения учёных разошлись
В 2008-2010 гг. учёными были обследованы многие километры звериных троп. В результате была вынесена оценка плотности популяций разных животных – лосей, волков, кабанов, лис и косулей. Следов оказалось столько же, как и в белорусских природных заповедниках, а там радиация не наблюдается.
Что касается волков, то им в Чернобыле, похоже, нравится даже больше, потому что в сравнении с белорусскими, их в семеро больше.
Учёными были установлены также камеры наблюдения с целью разобраться получше, какие же последствия ждут дикую природу, а значит, и человека от воздействия радиации. Тогда-то и удалось обнаружить, насколько богат животный мир Чернобыля. Камера сняла бобров, барсуков, рысей, зубров, бурого медведя и редких лошадей Пржевальского.
И всё-таки мнения учёных относительно абсолютного благополучия природы в зоне отчуждения разошлись. Исследования 2013 года показали, что в зоне с высокой радиацией животные появляются заметно реже. А результаты одного из последних исследований ученые выявили, что многие полёвки страдают катарактой, и связали это с радиацией. Об этом стало известно из публикаций 2016 года.
Несмотря на то, что прошло уже 35 лет после аварии, есть две точки зрения ученых о её последствиях, и они совсем разные. Одна говорит, что экосистема оказалась устойчивее к ядерным последствиям, чем думали специалисты. Другая, что она очень уязвима.