Нефтяной провал санкций западных стран в отношении России оказался настоящим фиаско. Однако, этот неудачный опыт ничему их не научил. Сейчас мы становимся свидетелями переформатирования рынка «черного золота», где меняются участники и правила игры. Судя по всему, с алмазами ситуация будет не лучше. Издание «Командир» сообщает об этом, ссылаясь на мнение экспертов.
Чем алмазы помешали
Государства «большой семерки» должны представить ограничения на импорт непромышленных алмазов, добытых, обработанных или произведенных в России. Об этом говорится в заявлении саммита G7. Кроме того, «большая семерка» c 1 марта начет вводить поэтапные ограничения на ввоз российских алмазов, обработанных в третьих странах.
Почему санкции G7 на российские алмазы из России провалятся с треском
Во-первых, запрет на импорт алмазов из России, который является главным участником мирового алмазного рынка, может привести к тому, что Бельгия потеряет свою роль в качестве ведущего центра торговли этим товаром. Это мнение высказал в беседе с «РГ» Евгений Смирнов, временно исполняющий обязанности заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений в Государственном университете управления. Он уверен, что центр торговли легко может переместиться в Индию, которая обладает достаточными ресурсами для осуществления ключевых сделок на рынке. В результате, ожидается увеличение цен именно на необработанные алмазы, так как по ним (а не по готовым бриллиантам) возникнет больший дефицит.
Во-вторых, продолжает Смирнов, алмазы — это не нефть; в силу малого веса и объема потоки данного товара очень сложно отследить, поэтому здесь еще проще использовать разные серые схемы, например, связанные с сокрытием страны происхождения.
В-третьих, огранка российских алмазов в Индии делает ее (а не Россию) страной происхождения товара (как это было в свое время и в случае с нефтью), и непонятно, как в этом случае будут действовать санкции.
«В целом тот факт, что в отношении алмазов долгое время не вводили санкции, объясняется тем, что по алмазам в наибольшей степени затруднен механизм правоприменения, которого у ЕС пока и вовсе нет», — констатирует эксперт.
Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Воронкова придерживается аналогичного мнения. Она напомнила, что по итогам 2022 года доля российских алмазов на мировом рынка составила 35% от общего объема. Причем в стоимостном выражении 95% алмазного экспорта России — это необработанные камни. Огранкой почти 90% российских алмазов занимаются в Индии.
«Ограничение экспорта российских алмазов, которые по своему качеству являются одними из лучших в мире, может серьезно ударить по относительно мелкому бизнесу, поскольку потребует от него повышения затрат на реализацию введенного санкционного механизма», — говорит Воронкова.
В связи с этим, скорее всего, Россия сможет найти новых покупателей на мировом рынке и наладит параллельный импорт за пределами G7, ведь алмазы представляют собой весьма мобильный товар, в отличие от минерального сырья, добавила эксперт.
Что же касается мировых цен на алмазы, то, по прогнозам Воронковой, они могут отреагировать в начальный период после введения ограничений шоковым всплеском.
«Но в целом в следующем году можно ожидать примерно десятипроцентного роста цен на мировом рынке, как под влиянием введения ограничений, которые создадут все же некоторый дефицит на мировом рынке, так и под влиянием других факторов, отражающих существующий дисбаланс на этом рынке, в том числе обусловленный ростом склонности населения стран — основных потребителей алмазов к сбережению из-за ухудшения макроэкономики», — рассуждает Воронкова.
Эксперт также напомнила, что по стоимости алмазный экспорт России составляет 4 млрд руб. То есть серьезных последствий для платежного баланса России и динамики курса рубля ожидать не приходится.
«Цены внутреннего рынка на алмазы, несмотря даже на возможное увеличение их предложения, не снизятся однозначно, поскольку обработка продаваемых в России камней осуществляется, в основном, за рубежом», — заключила эксперт.