Экс-замглавы МИД Молдавии Валерий Осталеп заявил, что энергетический кризис может стать катализатором для обострения приднестровского конфликта. Он считает, что ситуация может резко ухудшиться уже в феврале. Осталеп подчеркнул отсутствие диалога между Кишиневом и Тирасполем в текущих условиях, что, по его мнению, увеличивает риск эскалации. Об этом сообщает РИА Новости. Об этом пишет comandir.com
Энергетический кризис как катализатор конфликта феврале 2025 года
По мнению Осталепа, вместо конструктивного диалога в Кишиневе вероятны эмоциональные всплески и истерика. Бывший дипломат опасается, что в ближайшие месяцы ситуация ухудшится, и молдавское правительство в условиях энергетического кризиса будет вести себя неадекватно, допускаются резкие заявления и напряженность, вплоть до «шизофренической реакции» на события в Приднестровье, что может спровоцировать эскалацию конфликта.
Ситуация обостряется введением чрезвычайного положения в обоих регионах в январе. В Приднестровье начались веерные отключения электроэнергии, ухудшая экономическую ситуацию. Предложенная Кишиневом помощь в закупке газа была отклонена, что усилило напряжение.
Беспокойство вызывает прекращение транзита газа через Украину и его последствия для энергетической безопасности региона. Дальнейшее развитие событий остается неопределенным.
Опасное обострение: энергетический кризис может спровоцировать новый виток конфликта в Приднестровье в феврале
Остановка транзита газа через Украину привела к тому, что Молдавская ГРЭС, важный поставщик электроэнергии для правого берега Днестра, осталась без газа. Поиск альтернативных источников энергии, как ожидается, вызовет рост тарифов и ухудшит экономическую ситуацию в Приднестровье.
Хотя Молдавия и «Газпром» договорились о продлении поставок газа в 2021 году, вопрос с долгом «Молдовагаза» оставался нерешенным. В 2023 году был установлен долг в размере 709 млн долларов, но Молдавия предложила выплатить только часть суммы. Это вызвало недовольство «Газпрома» и усложнило переговоры.
В итоге, сложившийся энергетический кризис и политическая нестабильность создают риск обострения конфликта в регионе, а дальнейшее развитие ситуации остается неясным.