Поистине, удивительное захоронение предположительно эпохи раннего неолита обнаружено непосредственно в Иркутске. Точнее на склоне горы Кая, неподалеку того места, где река Иркут впадает в Ангару. В захоронении размером 1,5 на 1,0 м ориентированного в направлении север-юг лежали останки волка.
Но не его останки привлекли внимание ученых. Главная находка находилась у него между лап. Он как бы обнимал или охранял человеческий череп. После череды анализов выявлено, что он принадлежал зрелому мужчине. Череп внешне был абсолютно цел, с сомкнутыми зубами и уцелевшей парой позвонков. Внутри могилы, сдвинутыми в бок лежали останки человеческих костей более раннего захоронения, а также 11 предметов, которые должны были пригодится покойному на том свете: клык бобра, кремниевые пластины и лезвие, костяные стержни и иглы.
После того, как череп тщательно осмотрели выясниться, что захоронен он был здесь уже повторно. Получается, что человека похоронили где –то, после откопали и перезахоронили здесь. Его изучение антропологами дало поразительнейшее результаты. В 1998 году череп восстановили при помощи восковой мастики. Ученые признали в останках представителя большой азиатско-американской расы, точнее ее дальневосточной ветки. По итогам эксперты пересмотрели утверждение, что в бронзовом веке население Байкала было однородным.
После изучения останков животного было выявлено, что при жизни это был действительно волк, но современных «родственников» у него не оказалось. Посчитали, что этот вид давно вымер. Кости волка были все целыми, предположительно его умертвили бескровным способом, так в древности поступали с животными для жертвоприношения. В пасти волка не было нескольких зубов, некоторые были стерты, поэтому предположили, что он жил с людьми.
Археологи считают, что столкнулись с культом человеческой головы. Славяне, скифы, сарматы и тюрки верили, что обладатель головы врага приобретал его силу. В древности этому предавали сакральное значение. К головам сородичей, великих вождей и шаманов отношение было особенно трепетным. Если после смерти своего главнокомандующего племени приходилось покидать обжитую территорию, то обезглавленное тело хоронили, а голову забирали с собой. Считалось, что, захоронив ее на новом месте, они как бы освятят его, и смогут жить там под защитой предков.