В довоенном Ленинграде элитным городским транспортом считался троллейбус. Проехаться на троллейбусе для многих было большой роскошью, не только потому, что внутри было достаточно комфортно, но и из-за стоимости проезда. Машины, работающие от электричества, смогли продолжить свою работу даже во время блокады.
Надежность первых троллейбусов
В Советском союзе первый «рогатый» транспорт выдвинулся в рейс в 1933 году. Городом, в котором впервые появился такого рода городской транспорт, стала Москва, а позже и в других городах смогли воспользоваться транспортом, работа которого зависит от электричества.
На первых троллейбусах была нанесена маркировка «Лазарь Каганович», сокращенная аббревиатура «ЛК». Первые машины имели ряд недочетов. Недоработкой стало создание деревянного каркаса, который в сырой ленинградский климат очень сильно промокал и ток пробивал на корпус машины. В салоне троллейбуса не было отопления, что для пассажиров тоже было большим недостатком.
Во второй половине 1930 годов в Ленинграде в эксплуатацию были введены новые модели с маркировкой ЛК-5 (насчитывалось семь единиц) и ЛК-3 (одна единица). Популярностью «Кагановичи» пользовались до одного трагического происшествия, связанного с ними, после чего были сняты с рейсов и про них надолго забыли.
Троллейбусы с маркировкой ЛК больше не вышли в рейс посте трагедии 26 декабря 1937 года. У машины лопнуло колесо, в результате чего погибли люди. Троллейбусы ЛК были признаны ненадежными и по этой причине были заменены на машины ярославского производства с маркировкой ЯТБ.
В отличие от своих собратьев ЯТБ имели более привлекательную обтекаемую форму и имели внутри салона удобные сидения. Каркас оставался, как и у предшественников деревянный, но сверху троллейбус был металлическим.
Троллейбусы в военное время
Свое движение по городу троллейбусы не прекратили, даже когда началась ВОВ. На рейс машины выходили и в блокаду: машинистов не спугнули ни разрывы снарядов, ни лютый мороз.
В 1941 году перебои с электроэнергией привели к тому, что все-таки троллейбусы больше не могли продолжать свою работу. Колонны из застывших машин посреди улиц города, придавали блокадному Ленинграду более жуткий вид.
Весной 1942 года свое движение возобновили трамваи, а пускать троллейбусы власти посчитали нецелесообразным. Технику было решено использовать в качестве грузовиков для доставки боеприпасов и продуктов.
Пустить троллейбус хотели по замершей Ладоге. Однако зимние погодные условия не позволили этого сделать: озеро недостаточно промерзло, и лед мог просто не выдержать нагрузки, отчего правительство решило не рисковать.