Понедельник, 25 ноября 2024 года
Выбор редакции

Братоубийственная бойня: красный и белый террор времен Гражданской войны

Прошло уже больше 100 лет с момента начала так называемой Гражданской войны. Которая обошлась народам бывшей Российской Империи в миллионы жизней: это и погибшие на фронтах, и умершие от голода и болезней и, наконец, жертвы терроров – красного и белого. Сейчас уже не столь важно кто первым начал террор и по какой причине, важно другое, чтобы люди, наконец, поняли – в гражданских войнах не бывает победителей и побежденных. Любой террор страшен и противоречит общечеловеческим ценностям, нельзя убивать людей за убеждения, принадлежность к определенной социальной или любой другой группе. Но именно этим и занимались в Гражданскую, причем с обеих сторон.

Два цвета террора: красный

Главной причиной взаимного террора, да и, собственно всей Гражданской войны была неготовность отстаивать свои мнения и убеждения нормальным, невоенным путем. К тому же большевики, воспитанные на примере якобинства времен Французской Революции считали, что лучше истреблять представителей ранее правивших классов, а не договариваться с ними. Не для того они брали власть вооруженным путем, чтобы потом вести дебаты и переговоры. Именно поэтому они и разогнали легитимное Учредительное Собрание, сразу перейдя к тактике военного коммунизма. Именно на терроре как способе борьбы за власть настаивали их главные идейные вожди – Троцкий, да и Ленин от него не сильно отличался.

Самый большой трагизм ситуации заключался в том, что красный террор был узаконен на государственном уровне и у тех несчастных, которым не повезло родиться среди ранее «господствующего класса», в том числе и детям выбор оставался небольшой: или бежать или оставаться фактически в заложниках до тех пор, пока не состоится покушение на очередного пролетарского вождя или местным чекистам не захочется совершить «ротацию». И в том, и в другом случае выжить шансов практически не было. И в этом был весь ужас красного террора.

Людей «не того» происхождения могли безнаказанно ограбить, избить, изнасиловать, убить, так сказать, «во имя дела революции» и жаловаться было некому. Вообще-то такой вариант насилия не находил должной поддержки даже в основной массе простонародья, наверное, поэтому самыми «пламенными борцами против контрреволюции» были люди других национальностей – евреи, прибалтийцы, венгры, поляки и.т.д  Потому что массовые убийства ни в чем не повинных людей не являются характерными для менталитета простого русского мужика. А отщепенцы, изверги и просто садисты всегда есть среди всех народов, вот и собирали большевики себе такие «кадры».

Два цвета террора: белый

По сравнению с большевиками белые казались почти безобидными. Нет, факты террора наблюдались и со стороны белых, с этим никто не спорит. Однако он у них не был закреплен законодательно, как у красных. Вот и занимались террором «с той стороны» практически любители, всяческие «контрразведки» и прочие службы, которым до «товарищей чекистов» было очень далеко. Ну не было у них для этого соответствующих «талантов», кроме единичных. Поэтому и жертв «белого» террора намного меньше.

Вообще, искать правых и виноватых в любой гражданской войне – это пустое и неблагодарное занятие. Да, белые были не такими жестокими как красные. Но может это и стало одной из главных причин их поражения. Ведь, как известно, «хороший парень – не профессия», не могли они определиться со своими идеалами, целями и.т.д. А главное они не дали подавляющему большинству населения бывшей Российской Империи – крестьянам того, чего те желали, то есть земли. Поэтому и проиграли большевикам. А те через 70 с небольшим лет в такой же ситуации оказались сами. Поэтому революция и гражданская война это самое страшное, что может произойти в России.


Новости партнеров