За жизнь и здоровье работника во время трудового процесса ответственность несет работодатель. Если несчастный случай произошел на производстве, пострадавшему или членам его семьи предприятие должно оплатить затраты на лечение. Но как быть, если работник является внештатным сотрудником? На этот вопрос ответила эксперт Марина Буянова, сообщает портал comandir.com.
Положена ли компенсации за травму «внештатнику»?
Согласно российскому законодательству, работодатель в ответе за травмы сотрудников, полученные во время работы. Но что если сотрудник не был оформлен официально, то можно ли в таком случае рассчитывать на помощь в лечении? Ответ на это вопрос искали журналисты информационного портала comandir.com.
Доктор юридических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Марина Буянова говорит, что материальный вред из-за производственной травмы могут компенсировать даже те, кто вообще работает неофициально. Для начала нужно обратиться в Рострудинспекцию и составить акт об увечье. К акту следует приложить документы, подтверждающие факт работы, например, показания свидетеля и выписки со счета о зачислении денег от работодателя.
Дальше с этим пакетом нужно идти в суд. Тем же, кто работает по подряду или другому договору гражданско-правового характера, эксперт рекомендует прописать в нем, что заказчик работ несет ответственность в случае травмы. Это облегчит получение денежных возмещений.
Положена ли компенсация при смертельном ЧП
Случай сантехника из Улан-Удэ стал показательным. Речь идет о деле 2021 года. Сантехник чинил трубы по заданию одной из УК, но не смог его выполнить, он упал с крыши многоэтажного дома.
По закону родственники погибшего на производстве получают страховые выплаты из Социального фонда — один миллион рублей единовременно и затем ежемесячную сумму, которая зависит от среднего заработка умершего и состава его семьи. Однако мать и супруга сантехника не имели на это права. Он работал внештатно, без заключения трудового договора, не был застрахован от несчастных случаев.
Трудовая инспекция, которая изучала обстоятельства трагического ЧП, сочла это нарушением. Она обязала УК принять погибшего на работу задним числом и уволить в связи со смертью. Коммунальное начальство с этим не согласилось. Начались суды, которые продлились до января 2023 года, когда ВС РФ (Верховный суд Российской Федерации) признал отношения между работодателем и сантехником фактически трудовыми и обязал УК выполнять решение трудинспекции.
В таких случаях сам характер работы важнее, чем характер договоров, на основе которых она выполняется. Человек регулярно получал от УК деньги за выполненные задания. Кроме того, директор компании выдал справку, где было четко указано, что он работает в должности сантехника.