Суббота, 21 сентября 2024 года
Выбор редакции

Новости сегодня

10 : 06
22 сентября православные вспоминают праведных Богоотец Иокама и Анну, родителей Пресвятой Богородицы
09 : 58
22 сентября отмечают День памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны
09 : 50
Международное сообщество отметит Всемирный день защиты слонов и День носорога 22 сентября 2024 года
09 : 48
Гороскоп по знакам зодиака на 22 сентября 2024 года дает совет идти по собственному пути
09 : 45
Мужской гороскоп на 22 сентября 2024 года: астрологический прогноз
09 : 44
Какие необычные праздники отмечают 22 сентября 2024 года
09 : 40
Заговоры и обряды на богатство и любовь в день осеннего равноденствия 22 сентября 2024 года
09 : 28
Всемирный день без автомобиля, День защиты слонов и другие праздники 22 сентября 2024 года
08 : 52
Как избежать утечки данных: рекомендации Алексея Кузовкина
00 : 15
Узнайте о вирусе Усуту: как он передаётся, какие симптомы проявляются и чем это грозит
Больше новостей

22 сентября православные вспоминают праведных Богоотец Иокама и Анну, родителей Пресвятой Богородицы

22 сентября православные вспоминают праведных Богоотец Иокама и Анну, родителей Пресвятой Богородицы

Каждый год 22 сентября восточные христиане отмечают память праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. В этот день также вспоминают других святых, чьи поступки оставили след в истории Церкви.

Православные вспоминают праведных Богоотец Иокама и Анну, родителей Пресвятой Богородицы 22 сентября

22 сентября 2024 года церковь отмечает несколько памятных дат:

  • память праведных Богоотец Иоакима и Анны; мученика Севериана Севастийского (320 год);
  • память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515 год);
  • память священномучеников Григория Гаряева, пресвитера и Александра Ипатова, диакона (1919 год);
  • священномучеников ахарии (Лобова), архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского, пресвитеров, Димитрия Троицкого, диакона и мученика Василия Шикалова (1937);
  • преподобномученика Андроника (Сурикова), иеромонаха (1938);
  • священномученика Александра Виноградова, пресвитера (1942);
  • преподобного Феофана исповедника и постника (около 300 года);
  • мучеников Харитона и Стратора (Стратоника);
  • блаженного Никиты в Царьграде (ХІІ век);
  • преподобного Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Также сегодня вспоминают обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1896 год).

История родителей Богородицы

Святая праведная Анна и святой праведный Иоаким — выдающиеся фигуры в истории христианства, чьи жизни полны глубоких духовных исканий и непрекращающейся веры. Они были младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина, и мужем из колена Иудина, из дома царя Давида. Эта связь с древними пророчествами о Мессии придает их истории особую значимость.

Несмотря на свою благочестивую жизнь, супруги долгое время оставались бездетными, что в еврейской традиции воспринималось как тяжелое испытание и даже наказание. Их скорбь была глубокой, и они неустанно молились о даровании потомства. В один из праздников, когда верующие приносили дары в Иерусалимский храм, первосвященник отказался принять дары Иоакима, полагая, что тот не имеет Божьего благословения. Это стало для святого Иоакима тяжелым ударом, и, не вернувшись домой, он удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве.

Тем временем святая Анна, считая себя виновницей их горя, также погрузилась в молитвы. Однажды, увидев гнездо с птенцами, она слезно просила Бога о даровании ей ребенка, обещая посвятить его Богу. В ответ на эту искреннюю молитву Ангел явился ей с радостной вестью: у нее родится дочь, которую назовут Мария. Ангел также сообщил об этом Иоакиму, который поспешил вернуться в Иерусалим.

Вскоре святая Анна исполнила свое обетование, и на свет появилась Пресвятая Дева Мария. Первые три года ее жизни прошли в заботливом доме родителей, после чего она была торжественно введена в храм, где получила духовное воспитание до совершеннолетия. Святые Иоаким и Анна стали предками Иисуса Христа, и их жизнь стала символом веры и надежды.

Смерть Иоакима, который ушел из жизни в возрасте восьмидесяти лет, и последующая кончина Анны, пережившей мужа на два года, лишь подчеркивают глубокий смысл их жизни. Церковь чтит их как Богоотцов, призывая их молитвы за всех верующих. Их история — это не только рассказ о любви и вере, но и о том, как Божий промысел может являться в самых неожиданных формах, даруя надежду и свет даже в самые темные времена.

История жития святых, которых вспоминают 22 сентября

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, представляет собой яркий пример духовного подвижничества и самоотверженного служения Церкви. Родившись в начале тридцатых годов XVII века в Подольской губернии в семье благочестивых родителей — иерея Никиты и Марии, он с раннего возраста проявил склонность к молитве и духовной жизни. Его путь к святости начался в Киево-Братской коллегии, где он учился под руководством выдающихся наставников, таких как архимандрит Иннокентий (Гизель) и будущий архиепископ Лазарь (Баранович).

Киевско-Братская коллегия в это время была центром православного образования и духовной борьбы против унии и католицизма. Святой Феодосий, будучи студентом, активно участвовал в этой борьбе, что укрепило его призвание к иноческому подвигу. После окончания обучения он принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре и вскоре занял высокие церковные должности, включая архидиакона Киево-Софийского собора.

Однако его истинная миссия началась, когда он был назначен игуменом Корсунского монастыря и затем настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря, который находился в запустении после униатского владычества. Благодаря его усилиям, монастырь быстро восстановился и стал важным духовным центром. Святой Феодосий не только заботился о внешнем благоустройстве обители, но и о духовной жизни братии, создавая условия для их подвижнической жизни.

В 1685 году, во время своего служения, святой Феодосий принимал активное участие в важных церковных событиях, включая воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Его мудрость и преданность делам Церкви были высоко оценены, и он стал одним из ключевых фигур своего времени.

После назначения архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, деятельность святого Феодосия сосредоточилась на поддержании духовного благочестия среди паствы. Он уделял особое внимание образованию духовенства и созданию новых монастырей. Его строгая справедливость, сострадание и миролюбие стали основой его служения.

Святитель Феодосий скончался 6 февраля 1696 года, оставив после себя наследие благодатной помощи и духовного наставления. Его прославление состоялось 9 сентября 1896 года, что свидетельствует о его значимости для Православной Церкви и верующих. Архиепископ Черниговский Феодосий стал символом духовной стойкости и преданности Богу, его жизнь и служение продолжают вдохновлять многие поколения верующих.

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников — иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: всё свободное от занятий время он отдавал молитве, Богомыслию и чтению Священного Писания.

Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: «Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».

По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосии, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году — настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского). В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение. Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его «овцой стада Христова, научившейся покорности», и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году Преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосии принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию Преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало) (будущий митрополит Ростовский), святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от Преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.

Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. С этой целью он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан Печеникский девичий монастырь. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн, будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий.

Но недолго святитель Феодосии окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 6 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование, которое стяжал святитель Феодосий, засвидетельствовано его подвижнической жизнью и сокровенной помощью всем, возносившим ему молитвы.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.


Новости партнеров