Среда, 2 октября 2024 года
Выбор редакции

День памяти преподобного и благоверного князя Олега Брянского – 3 октября 2024 года

День памяти преподобного и благоверного князя Олега Брянского – 3 октября 2024 года

Сегодня, 3 октября 2024 года, Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь великомученика Евстафия Плакиды, его супруги Феопистии и их детей Агапия и Феописта, которые пострадали за веру около 118 года. В этот день служители церкви и верующие также вспоминают мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и его боярина Феодора, прославленных чудотворцами в 1245 году; священномучеников Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева, пресвитеров, пострадавших в 1937 году; а также преподобного и благоверного князя Олега Брянского, который жил около 1285 года.

История церковного торжества, который празднуется 2 октября 2024 года

Святой великомученик Евстафий, в прошлом известный как Плакида, стал символом христианской веры и стойкости. Он служил военачальником при императорах Тите и Траяне, но даже до обращения к Христу проявлял доброту и милосердие, помогая всем нуждающимся. Судьба привела его к встрече с Божественным: однажды на охоте он заметил между рогами оленя сияющий Крест с распятым Иисусом Христом.

Поражённый увиденным, Плакида спросил: «Кто Ты, Господи?» На что Христос ответил, что пришел призвать его к вере. Плакида, осознавший всю значимость этого момента, воскликнул: «Господи, я верую в Тебя и прошу научить меня, что мне делать». Христос указал ему на необходимость Крещения.

Вернувшись домой, Плакида поделился этим откровением с женой, и она рассказала, что накануне ей явился тот же самый Христос во сне. Обратившись к христианскому священнику, они приняли Крещение вместе с детьми.

Однако после этого счастья на семью обрушились несчастья: у них умерли слуги, а скот погиб. Сохранив веру, Евстафий вместе с семьей покинул дом и отправился в Египет. Во время путешествия их постигли новые беды: капитан корабля, желая заполучить его жену, выгнал Евстафия с детьми на берег, а сам забрал с собой его супругу.

В невыносимой тоске Евстафий столкнулся с ещё одной трагедией: один из его сыновей был унесён львом, другой — волком. Хотя он остался без всего, святой понимал, что эти испытания — божественная воля, призванная проверить его терпение.

После многих трудностей Евстафий жил в смирении, работая на полях в течение 15 лет, даже не зная, что его сыновья были спасены пастухами и находились недалеко от него. В это время император Траян, столкнувшийся с трудностями на войне, вспомнил о храбром полководце Плакиде и послал своих воинов искать его.

Когда они нашли Евстафия, то не сразу узнали его. Но след от раны на его шее выдал его истинную личность. Слёзы радости наполнили встречу, и вскоре он вернулся в Рим, вновь став военачальником.

В это время два его сына служили в его войске, не зная, что сражаются под началом своего отца. В одной из экспедиций, находясь в палатке, они обсуждали свою судьбу, не подозревая, что их слушает их мать, которая была рядом. Она подошла к Евстафию, и вскоре семья воссоединилась.

Война закончилась, и Евстафий с честью вернулся в Рим. Однако, когда император Адриан решил праздновать победу жертвоприношением, Евстафий отказался поклониться идолам, заявив, что поклоняется только Христу. Император, разозлившись, приказал арестовать его и семью.

Несмотря на пытки, святые не отреклись от своей веры и были приговорены к смерти. Однако звери не тронuli их. Тогда император, в ярости, велел бросить их в раскаленный бык, где они и приняли мученическую смерть. Когда через три дня тела святых были обнаружены невредимыми, это чудо привело многих к вере в Христа.

Тела мучеников были погребены с почестями, а память о святом Евстафии осталась в сердцах верующих навсегда.

Житие мученика и исповедника Михаила

Око­ло се­ре­ди­ны XIII ве­ка (1237–1240 гг.) Рос­сию по­стиг­ло на­ше­ствие мон­го­лов. Сна­ча­ла опу­сто­ше­ны бы­ли Ря­зан­ское и Вла­ди­мир­ское кня­же­ства, по­том в юж­ной Рос­сии бы­ли раз­ру­ше­ны го­ро­да Пе­ре­я­с­лавль, Чер­ни­гов, Ки­ев и дру­гие. На­ро­до­на­се­ле­ние этих кня­жеств и го­ро­дов боль­шей ча­стью по­гиб­ло в кро­ва­вых се­чах; церк­ви бы­ли ограб­ле­ны и по­ру­га­ны, зна­ме­ни­тая Ки­ев­ская Лав­ра бы­ла раз­ру­ше­на, а ино­ки рас­се­я­лись по ле­сам.

Впро­чем, все эти страш­ные бед­ствия бы­ли как бы неиз­беж­ным след­стви­ем втор­же­ния ди­ких на­ро­дов, для ко­то­рых вой­на бы­ла по­во­дом к гра­бе­жу. Мон­го­лы обыч­но от­но­си­лись без­раз­лич­но ко всем ве­рам. Ос­нов­ным пра­ви­лом их жиз­ни слу­жи­ла Яса (кни­га за­пре­тов), со­дер­жа­щая в се­бе за­ко­ны ве­ли­ко­го Чин­гис­ха­на. Один из за­ко­нов Ясы ве­лел ува­жать и бо­ять­ся всех бо­гов, чьи бы они не бы­ли. По­это­му в Зо­ло­той Ор­де сво­бод­но слу­жи­лись бо­го­слу­же­ния раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний и са­ми ха­ны неред­ко при­сут­ство­ва­ли при со­вер­ше­нии и хри­сти­ан­ских, и му­суль­ман­ских, и буд­дий­ских, и дру­гих об­ря­дов.

Но, от­но­сясь без­раз­лич­но и да­же с ува­же­ни­ем к хри­сти­ан­ству, ха­ны тре­бо­ва­ли и от на­ших кня­зей ис­пол­не­ния неко­то­рых сво­их су­ро­вых об­ря­дов, на­при­мер: про­хож­де­ния через очи­сти­тель­ный огонь, преж­де чем явить­ся пе­ред ха­ном, по­кло­не­ния изо­бра­же­ни­ям умер­ших ха­нов, солн­цу и ку­сту. По хри­сти­ан­ским по­ня­ти­ям это яв­ля­ет­ся из­ме­ной свя­той ве­ре и неко­то­рые из на­ших кня­зей пред­по­чли пре­тер­петь смерть, чем вы­пол­нить эти язы­че­ские об­ря­ды. Сре­ди них сле­ду­ет вспом­нить Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла и его бо­яри­на Фе­о­до­ра, по­стра­дав­ше­го в Ор­де в 1246 го­ду.

Ко­гда хан Ба­тый по­тре­бо­вал к се­бе Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла, то он, при­няв бла­го­сло­ве­ние от сво­е­го ду­хов­но­го от­ца епи­ско­па Иоан­на, обе­щал ему, что он ско­рее умрет за Хри­ста и свя­тую ве­ру, чем по­кло­нит­ся идо­лам. То же обе­щал и бо­ярин его Фе­о­дор. Епи­скоп укре­пил их в этой свя­той ре­ши­мо­сти и дал им Свя­тые Да­ры в на­пут­ствие веч­ной жиз­ни. Пе­ред вхо­дом в став­ку ха­на мон­голь­ские жре­цы по­тре­бо­ва­ли с кня­зя и бо­яри­на, чтобы они по­кло­ни­лись на юг мо­ги­ле Чин­гис­ха­на, за­тем ог­ню и вой­лоч­ным идо­лам. Ми­ха­ил от­ве­тил: «Хри­сти­а­нин дол­жен по­кло­нять­ся Твор­цу, а не тва­ри».

Узнав об этом, Ба­тый озло­бил­ся и ве­лел Ми­ха­и­лу вы­би­рать од­но из двух: или ис­пол­нить тре­бо­ва­ние жре­цов, или смерть. Ми­ха­ил от­ве­тил, что он го­тов по­кло­нить­ся ха­ну, ко­то­ро­му Сам Бог пре­дал его во власть, но не мо­жет ис­пол­нить то­го, че­го тре­бу­ют жре­цы. Внук Ми­ха­и­ла, князь Бо­рис, и ро­стов­ские бо­яре умо­ля­ли его по­бе­речь свою жизнь и пред­ла­га­ли при­нять на се­бя и на свой на­род епи­ти­мью за его грех. Ми­ха­ил не хо­тел слу­шать ни­ко­го. Он сбро­сил с плеч кня­же­скую шу­бу и ска­зал: «Не по­губ­лю ду­ши мо­ей, прочь сла­ва тлен­но­го ми­ра!» По­ка но­си­ли от­вет его ха­ну, князь Ми­ха­ил и бо­ярин его пе­ли псал­мы и при­об­щи­лись Свя­тых Да­ров, дан­ных им епи­ско­пом. Ско­ро яви­лись убий­цы. Они схва­ти­ли Ми­ха­и­ла, на­ча­ли бить ку­ла­ка­ми и пал­ка­ми по гру­ди, по­том по­вер­ну­ли ли­цом к зем­ле и топ­та­ли но­га­ми, на­ко­нец от­сек­ли ему го­ло­ву. По­след­нее сло­во его бы­ло: «Я хри­сти­а­нин!» По­сле него та­ким же об­ра­зом был за­му­чен его доб­лест­ный бо­ярин. Свя­тые мо­щи их по­чи­ва­ли в Мос­ков­ском Ар­хан­гель­ском со­бо­ре.

Житие святого благоверного князя Олега Романовича

Святой благоверный князь Олег Романович Брянский, в крещении получивший имя Леонтий, является значимой фигурой в истории Руси и духовной традиции. Он был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского, что подчеркивает его благородное происхождение и связь с христианскими ценностями.

Согласно летописным источникам, в 1274 году князь Олег вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, активно участвовал в военных действиях против Литвы. Этот период был непростым для Руси, когда многие князья стремились защитить свои земли и укрепить позиции своего народа.

Однако после этого военного похода князь Олег принял важное решение, которое кардинально изменило его жизнь. Он оставил княжение и принял иноческий постриг, выбрав имя Василий. Это решение не только свидетельствует о его глубокой духовности, но и о стремлении к внутреннему миру и покою, что было характерно для многих представителей княжеской знати того времени.

Князь Олег стал настоятелем Брянского Петропавловского монастыря, который был построен на его средства. Этот монастырь стал не только духовным центром, но и важным культурным наследием региона. В течение своей жизни святой благоверный князь проявлял строгую духовную дисциплину и подвижнический образ жизни, что впоследствии привело к его канонизации.

Около 1285 года князь Олег скончался в монастыре, оставив после себя наследие, которое продолжает вдохновлять многих. Его погребение в монастырском храме стало символом его преданности вере и народу, а память о нем живет в сердцах людей и по сей день.


Новости партнеров