В этот замечательный осенний вторник, 5 ноября 2024 года, Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь апостола Иакова, который является братом Господа по плоти; святителя Игнатия, патриарха Константинопольского; и преподобного Елисея Лавришевского. В этот день верующие также вспоминают о перенесении мощей праведного Иакова Боровичского, чудотворца из Новгорода. Кроме того, отмечается память священномучеников Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьёва, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова, пресвитеров, а также преподобномученицы Евфросинии Тимофеевой, послушницы.
Праздники 5 ноября
Апостол Павел в своем послании к Галатам упоминает, что вместе с Петром столпами Церкви считались и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков, сын Иосифа Обручника от первой жены, по этой причине в Евангелии именуется братом Господним. Согласно преданию, после своего воскресения Иисус Христос явился ему и назначил его епископом Иерусалимской церкви. В отличие от других апостолов, Иаков не путешествовал с проповедью по странам, а оставался в Иерусалиме, где вел духовную деятельность и священнодействовал. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в 51 году, где его мнение оказалось решающим, а предложенная им резолюция стала основой для решений собора (Деяния, гл. 15). Это имеет особое значение в контексте притязаний католиков на возвышение апостола Петра как главы Церкви, что затем закрепило главенство Римского папы.
Значение Иакова усиливало его подвижническое служение. Он был строгим девственником, избегал вина и спиртных напитков, воздерживался от мяса и носил лишь льняную одежду. Часто уединяясь для молитвы в храме, он коленопреклонно молился за свой народ, так часто простираясь на землю, что кожа на его коленях огрубела.
Служение апостола Иакова было нелегким среди многочисленных врагов христианства. Однако благодаря своему благоразумию и справедливости он снискал уважение не только христиан, но и иудеев, которые называли его опорой народа и праведником.
На протяжении почти 30 лет, занимая пост Иерусалимского епископа, Иаков укрепил святую веру в Иерусалиме и по всей Палестине. Когда апостол Павел в своем последнем путешествии посетил его, к Иакову собрались пресвитеры, чтобы сообщить о успехах христианской проповеди среди евреев: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деяния, 21:20). Многие евреи обращались в Церковь, полагаясь на слова праведника.
Однако иудейские начальники начали опасаться, что весь народ обратится ко Христу. Они решили воспользоваться промежутком между отъездом прокураторов Феста и прибытия Альбина (62 год после Р.Х.), чтобы либо склонить Иакова к отречению от Христа, либо устранить его физически.
В тот момент первосвященником был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола вывели на портик храма. После нескольких льстивых слов его пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» Иаков громко ответил: «Вы спрашиваете меня об Иисусе? Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе были христиане, которые воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!». Однако первосвященники и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его с высоты. Иаков смог подняться на колени и произнести: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». В это время один из противников, суконщик по профессии, ударил его по голове и убил. Вместе с ним пострадало множество христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий отмечает, что Господь наказал евреев, в частности, за убийство праведного Иакова. Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное послание, целью которого было утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в предстоящих страданиях и предостеречь их от заблуждения о том, что одна лишь вера может спасти. Он пояснил, что вера без добрых дел мертва и не приводит к спасению. Церковное предание приписывает Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
Святитель Игнатий, Патриарх Константинопольский (847-857; 867-877), в миру Никита, происходил из царского рода. После свержения его отца, императора Михаила I, Львом Армянином, 15-летнего Игнатия заключили в монастырь. Жизнь в обители укрепила его в вере и благочестии, вскоре он был избран игуменом, а затем и патриархом Константинопольским.
Кого еще поминают верующие сегодня
Император Михаил III (855-867) был еще ребенком, и фактическую власть в стране удерживал его дядя Варда, человек, известный своей порочной жизнью. Святой Патриарх Игнатий, стараясь наставить Варду на путь истинный, настоятельно призывал его отказаться от грехов. Когда Варда попытался заставить святого Патриарха постричь в монахини святую Феодору, мать императора, Игнатий не только отказался, но и публично отлучил Варду от Причастия. Пятнадцать дней он испытывал мучения, пытаясь заставить его отречься от сана, прежде чем был сослан. После прихода к власти нового императора святой Игнатий был освобожден из ссылки и еще десять лет продолжал служить Патриархом, скончавшись в 877 году в монастыре.
Архимандрит Николай в своем «Историко-статистическом описании Минской епархии» сообщает о мужском монастыре, основанном около 1225 года Елисеем под Новогрудком, где сейчас расположена Успенская церковь. Он также упоминает, что Елисей был сыном князя Тройната и занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Приняв христианство, Елисей оставил двор и ушел в пустыню, где вместе с православным монахом основал лавру. В числе братии был князь Войшелк, который жил в особом месте. Елисей погиб от руки своего слуги в ночь на 23 октября около 1250 года.
После его смерти мощи святого стали источником чудес. В одном из древних преданий рассказывается о бесноватом, который исцелился после случайного прикосновения к мощам святого Елисея.
Около 1505 года, когда татары, опустошая окрестности Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, произошло чудо: татары увидели, что двор монастыря заполнен отборной конницей, и в страхе отступили.
Это событие, вероятно, стало основанием для канонизации святого Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в Вильне в 1514 году. Мощи святого, ранее открыто почивавшие, были сокрыты во время одной из войн, и после сожжения монастыря больше не были найдены. Неизвестно, была ли память святого установлена только на местном уровне или имелось общее празднование.
О происхождении блаженного Иакова, его жизни и кончине отсутствуют достоверные данные. По местному преданию, он с детства принял на себя строгий подвиг юродства ради Христа. В церковных песнопениях говорится, что святой Иаков с юности посвятил себя Богу, победил плотские страсти воздержанием и получил духовную благодать, удивляя ангелов и устрашая демонов.
Господь прославил святого после его кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, по реке Мсте к селению Боровичи приплыла большая льдина с открытым гробом, в котором находилось тело юноши. Испугавшись ответственности, крестьяне оттолкнули льдину к середине реки, но она вернулась к берегу. Ночью старейшинам явился во сне юноша, виденный на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я назван в честь святого Иакова, брата Господня».
Сначала мощи святого Иакова были помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Свято-Духовский храм. В это время было установлено празднование его памяти. Господь, прославляя своего угодника, наделил мощи святого Иакова целебной силой. Празднование было установлено с 1572 года. В «Иконописном подлиннике» о святом Иакове говорится: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон перевез часть мощей святого на Валдай в Иверскую обитель, в то время как другая часть осталась в Духовом Боровичском монастыре (Новгородской епархии). Память преподобного Иакова отмечается дважды в год: 22 мая/4 июня и в день перенесения честных его мощей 23 октября/5 ноября.