У каждого человека есть свои слабости, однако если человек достигает в государстве определенного уровня власти, то его слабости могут дорого обходиться его подданным, особенно если он является моральным авторитетом для них, в этом случае он просто не может быть слабым ни в чем. Так получилось со знаменитым советским лидером Иосифом Сталиным, который в теории мог позволить себе все, но на практике вел довольно аскетичный образ жизни, это, кстати, касается и алкоголя, которым он никогда не злоупотреблял.
Отношение Сталина к алкоголю
Родившийся в Грузии, известной своими винами и попробовавший их еще в детстве, Сталин знал культуру употребления алкоголя. Тридцать лет он стоял во главе государства, провел его по тяжелейшему пути от разрухи Гражданской войны до супердержавы после Второй мировой, и его никто ни разу не видел пьяным. Хотя хорошие вина Сталин любил, особенно грузинские: «Цинандали» и «Киндзмараули».
Мог выпить и крепких напитков, но преимущественно с иностранными гостями. В название статьи вынесена фраза, сказанная Иосифом Виссарионовичем маршалу авиации Голованову, когда тот обратил внимание, что Сталин пьет коньяк рюмку за рюмкой. Кстати пил он тогда с Черчиллем, который до того любил этот напиток армянского разлива, что советский вождь высылал ему его ящиками. На утро Сталин был свеж, а вот у английского премьера было тяжелое похмелье, и он подписал-таки то, что от него требовал советский лидер.
Были и пышные застолья в кругу советского руководства, особенно во второй, уже победный период войны. Однако Сталин на них практически не пил, хотя других не останавливал, что потом после его кончины ему вменили в вину, мол, спаивал подчиненных, чтобы побольше болтали. Поговаривали даже, что у него была специальная рюмка, в которой фактический объем был совсем небольшой, а казалась полной до краев. Но точно мы этого никогда уже не узнаем. Что мы знаем точно из воспоминаний современников вождя, так это то, что иногда он мог выпить 1-2 рюмки сухого вина, преимущественно грузинского во время обеда или ужина.
Откуда взялась ложь о Сталине-алкоголике
После смерти Иосифа Виссарионовича к власти пришел Хрущев, так и не простивший ему смерти своего сына, расстрелянного за службу гитлеровцам на оккупированной территории. Некоторое время он выжидал, а потом, как говорится, «пошел вразнос», обвиняя своего предшественника во всех сметных грехах. Начали с репрессий, которые Никита Сергеевич при жизни вождя всегда одобрял и даже требовал еще больше расстрелов, о чем сохранились соответствующие документы и в конце концов дошло до рождения мифа о том, что-де Сталин пил беспробудно.
Оставим это на совести не совсем чистоплотного генсека Хрущева, который кроме продолжения сталинского задела во всем – будь то экономика или тот же космос, ничего хорошего не сделал. О нем ведь тоже говорили, что он пил очень много. Факт остается фактом, даже если Сталину приходилось, так сказать, «по долгу службы» много пить, то он все равно никогда не был пьяным, по крайней мере его таковым никто не видел.