Советские люди удивляли всех и вся, и это не удивительно, так как в них всегда был сильный и непокорный дух, что проявлялось больше всего во время Второй мировой войны, да и не только. В 1963 году писатели и путешественники из Чехии Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка съездили в Советский Союз, чтобы посмотреть, как живёт тамошний народ, и в итоге эти ребята были поражены до глубины души. К слову, нельзя сказать, что речь идёт о положительных сторонах СССР.
Мирослав и Иржи, предварительно побывав во многих странах, в том числе Африке, Индонезии и Японии, сразу обратили внимание на действия со стороны советского народа, показавшиеся им совершенно бесполезными. В частности, мастера пера заметили огромное количество здоровенных плакатов, щитов и транспарантов, призывающих к тому да этому. Чехи отметили, что такой вариант заставить власть что-то поменять давно не применяется на их родине, поскольку коэффициент его эффективности ничтожен. При этом писатели, понаблюдав за соответствующей ситуацией на советской земле, поняли, что и их граждане совсем не реагируют на подобные протесты.
Не забыли заграничные гости отозваться о сёлах и больших городах СССР, и снова, разумеется, в негативном ключе. Зикмунд и Ганзелка подчеркнули, что все они пребывают в самом убогом состоянии, и это ещё не самое страшное. По мнению путешественников, у советских людей не было и примитивных удобств для существования. В отвратительном состоянии находилось и советское хозяйство.
Чехи были обескуражены также и тем, насколько долго советский человек может стоять в очереди, а точнее, должен, если хочет получиться хоть что-то, ведь в маленьких павильонах и даже больших магазинах им давали немногое. На фоне столь печального расположения вещей Мирослав и Иржи частично понимали многих советских людей, которые не только толкались и ругались в очередях, но и готовы были убить друг друга. Ситуация была абсолютно безысходной, но нужно было как-то выживать. Именно выживать, не жить, пришли к выводу чешские путешественники, не наблюдавшие ничего подобного даже в самых бедных африканских странах.
Зикмунд и Ганзелка узрели в глазах советских граждан страх и измученность, чего не пожелаешь даже самому худшему врагу. Разумеется, побыть в такой атмосфере недолгое время, как это сделали писатели, вполне себе можно, однако народ Советского Союза подвергался таким мучениям постоянно, и данный факт прилично расстроил путешественников. Чехам просто было жалко мирных людей, которые абсолютно ни в чём не виноваты.