Картина отступления армии французского императора Наполеона из России, больше похожего на бегство кардинально отличалось от бравурной картины начала войны. Тогда бравые солдаты так называемой Великой армии, еще не мародеры (не успели) и не «шаромыжники» (это тоже еще впереди) шли покорять строптивую Россию. Не сильно задумываясь о том, что может ждать их в этой стране. Однако у всех завоевателей на Руси, похоже, одна судьба – «конину жрать», как изволил сказать фельдмаршал Кутузов.
«Подвиги» наполеоновских мародеров в Европе
Начав боевые действия после Революции 1789 года, французская армия недолго оставалась «народной» и «освободительной». Вскоре, после первых успехов против армий «контрреволюционных», коими считались войска соседних государств, не смирившихся с насильственным изменением строя во Франции, все изменилось. Вчерашние конюхи, лавочники и трактирщики занимались грабежом и мародерством не хуже их предшественников, а во многих случаях и намного их перещеголяли.
Дошло до того, что беззастенчивый грабеж «революционных солдат» прочно вошел в сознание не только жителей Германии, Австрии и Италии, но и самих французских военных. Известны уникальные случаи, когда французским генералам прозвища давали их же подчиненные. Так, например, Ожеро получил кличку «Разбойник», а Массена докатился до того, что за беззастенчивый грабеж в колоссальных размерах его прогоняли из армии его же офицеры и генералы. Наверное, потому что не делился.
Вообще в Италии «революционные солдаты» ограбили страну подчистую. Вывозилось все – от крестьянской посуды до произведений искусства. Тот же Наполеон говорил своим солдатам, что они найдут там еду, вино, хорошую одежду и обувь. А сам он, понятное дело рассчитывал на добычу покрупнее. И это они шли «освобождать» Италию. Которую ограбили «до нитки».
Необыкновенные приключения наполеоновских мародеров в России
Но Европа, нужно сказать, уже привыкла к такому – там постоянно кто-то воевал. А русский мужик не видел вторжений в свою страну ровно 200 лет, со времен поляков и смуты. Поэтому хотя в первое время французы и пытались рассчитываться за все ассигнациями, кстати фальшивыми, но поняты так и не были. А впоследствии, когда они потеряли всякий стыд и занялись откровенным грабежом, причем в огромных масштабах, и появились первые партизанские отряды из крестьян.
А чуть позже появилось и слово «шаромыжник». Произошло оно от французского «шер ами», то есть когда бравые наполеоновские вояки просили еду. Вошло же оно в употребление, когда это начали делать в колоссальных количествах французы, попавшие в плен или отбившиеся от своих. Так что Кутузов все верно просчитал, кто не был убит, ранен или не попал в плен, тот вскоре мог замерзнуть или упасть от недоедания, пополнив при этом ряды трех вышеуказанных категорий. Ведь по сравнению с армией, перешедшей Неман в июне 1812 года в Европу вернулась горстка людей, навсегда запомнивших свое пребывание в России.