19 марта 2024 года православная церковь отметит ряд праздников. Среди них будут: память Мучеников 42-х во Амморее — Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссены, Каллиста, Васоя и других с ними (ок. 845 г.), Преподобного Иова (в монашестве — Иисуса) Анзерского, Соловецкого (1720 г.), Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицы Елены в Иерусалиме (326 г.). Имена, которые отмечаются в этот день: Аркадий, Елена, Константин, Максим, Федор.
День памяти 42 святых мученика в Амморее
В период конфликта между греческим правителем Феофилом (829-842) и сарацинами, последним удается осадить город Амморею в Галатии. В результате предательства военачальника Вадитзиса, Амморея падает, и 42 защитника города попадают в плен, отправляясь в Сирию. В течение семи мучительных лет пленникам безуспешно предлагают отказаться от христианства и принять ислам. Они отвергают все уговоры и стойко выдерживают угрозы. После многочисленных пыток, не смогших сломить дух христианских воинов, их приговаривают к смерти. Их надежда была на то, что священное упорство докажет их веру перед казнью.
Воину по имени Феодор говорили: «Мы знаем, что ты, оставив священный сан, стал воином и пролил кровь. Ты не можешь рассчитывать на помощь Христа, — прими Магомета». Но мученик твердо отвечал: «Я не отрекся от Христа, и хотя оставил священный сан, я готов пролить свою кровь».
Приговоренные подошли к исполнителям смиренно и без страха. Их казнили, а тела бросили в Евфрат. В память о них воспеваются святые страстотерпцы: «пресвятой» Феодор, «непоколебимый» Каллист, «храбрый» Константин, «чудотворный» Феофил и «непоколебимый» Васой.
Предатель Вадитзис не избежал своей судьбы: его предали и убили, понимая, что изменнику нельзя доверять.
День памяти преподобного Иова Анзерского
Святой Иоанн Анзерский, известный как Иов в послушании, был почитаемым преподобным Русской церкви. Его память отмечается 19 марта, день его преставления. Родившись в Москве, Иоанн служил как приходской священник и заслужил почести своим благочестивым служением. В конце XVII века царь Пётр I призвал его стать священником придворной церкви, а затем избрал духовником царской семьи.
Однако в 1701 году, из-за клеветы со стороны Григория Талицкого, Иов был сослан в Соловецкий монастырь. Там он принял монашеское постригание и принял имя Иов в честь страданий праведного Иова. Позже, в 1702 году, он стал настоятелем в Анзерском ските после смерти Елеазара Анзерского.
В 1710 году Иов был посвящен великой схиме под именем Иисус. В 1714 году он покинул Анзерский скит и основал Голгофо-Распятский скит вместе со своими учениками. Силами насельников в 1715 году была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня.
Преподобный Иов скончался в неделю Торжества православия, 17 марта 1720 года.
Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленою
Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня.
С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.
Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!»
Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).