Понедельник, 23 декабря 2024 года
Выбор редакции

Имеют ли под собой реальную основу древнерусские сказки и былины

О древнерусских былинах, а тем более, народных сказках известно с детства каждому человеку. Но мало кто задумывается, что при всей нереальности и мифологии этих произведений народного творчества, зерно правды в них все же есть. Были реальные события и люди, которые послужили основой сказок и былин.

Как появились сказки и былины, имеют ли они историческую основу

Народные сказания (былины) о героях (богатырях), а также сказки появились во времена Древней Руси и отражали реальную обстановку того времени. Только нужно делать скидку на образность мышления. Под всяческими чудищами вроде Змея-Горыныча и его вариантов, народ подразумевал степных кочевников – злейших врагов Древней Руси. Хазары, печенеги, половцы, татары — все они выведены под образом всяческих «Змеев», которые жгут дома и похищают девушек.

Все же Змей-Горыныч – не самый страшный противник в древнерусском народном творчестве – былинах и сказках. Страшнее него (хитрее, изворотливее и сильнее) персонаж, известный каждому с детства как Кощей Бессмертный.  Люди в Древней Руси видели в нем как раз как представителя Запада.

Иногда ему служит и сам Змей Горыныч. Если взять, например, тогдашний центр работорговли в Кафе (Феодосии), принадлежащий европейцам-генуэзцам, и куда «живой товар» доставляли кочевники – от печенегов до татар, то жители Древней Руси ничего не придумали, только добавили откровенно сказочных подробностей.

Были ли реальные прототипы у положительных героев сказок и былин

Безусловно были. Только если в сказке говорится, что «Иван Царевич вышел на битву с Кощеем», то нужно понимать собирательный образ русского монарха, дающего сражение какой-нибудь европейской армии. С былинами чуть полегче, но тоже можно разобраться. Например, в былине про то, как Алеша Попович убил Тугарина-Змея нужно понимать, что русский дружинник победил в схватке половецкого хана Тугоркана.

А вот мощи Ильи Муромца даже сохранились в Киево-Печерской Лавре под именем Илии Печерского. Факт идентичности подтвердила экспертиза, сделанная еще в 80-е годы прошлого века. Так что за каждым древнерусским богатырем стоит реальный человек (их может быть несколько – если образ собирательный), который боролся за свою землю с иностранными (с Запада или с Востока) поработителями.

Как древнерусские сказки и былины становились былью

По мере развития письменности и культуры в Северо-Восточной (Московской) Руси, сказки приобретали все более реальный характер. Так уже известно, что Евпатий Коловрат был подлинным историческим персонажем. А в реальности Пересвета и Осляби не сомневается никто, как и в существовании известного Чудотворца и их духовного отца, Сергия Радонежского.

После того, как возродившаяся в лице Москвы Русь сбросила монголо-татарское владычество, появились новые легенды и сказки. Как, например, о старце Иване, видевшем падение еще того Древнерусского государства под ударами монголов и умершем спокойно лишь после победы в легендарной (но вполне реальной) Куликовской битве. В русской истории и дальше бывали тяжелые времена, но пробелов в летописях, подобных средине 13 века более не было.

 


Новости партнеров