Во времена Холодной войны отечественные атомные субмарины были под несменным наблюдение НАТОвских противолодочных сил. Русские подводники совершали свой «манёвр уклонения от слежки», который американцы прозвали Crazy Ivan (в пер. «Бешеный Иван»). Под таким названием он фигурирует в учебниках НАТО по военно-морской тактике.
Техника его выполнения такая же эксцентричная, как и его название. К примеру, если командир советского эсминца начинал подозревать, что «на хвосте» у него вражеская субмарина, он отдавал приказ развернуть подлодку резко на 180 градусов, чтобы проверить зону за кормой, которую называли глухой или мертвой. Такое изменение постоянного курса могло происходить несколько раз за непродолжительный отрезок времени. Собственные винты русских подлодок создавали сильнейшие звуковые колебания для гидролокатора.
Как только американские подводники видели, что вражеская субмарина разворачивалась, они тотчас мощность реактора снижали до отметки минимум, а порой прекращали даже разговаривать. В абсолютной тишине был шанс остаться незамеченным. К тому же нужны были навыки, чтобы не столкнуться бортами. Очень часто упоминалось, что манёвр «Сумасшедший Иван» был причиной столкновения. Именно поэтому американские подлодки остерегались подходить к советским субмаринам на близкое расстояние.
Например, в Охотском море из-за маневра «Иван-дурак» в 1970 году столкнулись субмарина американского ВМФ Tautog и АПЛ К-108. 8 часов русские всеми силами пытались засечь американскую подлодку, применяя «бешеного Ивана», петляя и постоянно меняя глубину погружения. Есть сведения, что по аналогичной причине могла затонуть и подлодка «Курск».
Подводники других стран тоже очень часто использовали этот манёвр, но только назывался он «качающийся маятник». «Иваном» его называли, только когда речь заходила о русских. По мнению лингвистов, это название относится к военному жаргону и использованию национальных стереотипов. Не исключено, что эпитет «бешеный» применяли к русским, потому как последние более резко разворачивали своих эсминцев.
Сегодня выполнение маневра «Сумасшедший Иван» на подлодках не имеет смысла. У современных субмарин предусмотрены гидроакустические системы, такое понятие как «мертвая зона» попросту кануло в лету.