В V-IX веках христианство уже успело пережить раскол, разделивший, казалось бы, одну незыблемую религию на 2 ветви – католичество и православие. У каждого из «течений» была своя «вотчина» — Ватикан курировал Западную и часть Центральной Европы. Константинопольский патриарх старался распространить влияние православия на Азию и Юго-восток Европейского континента.
Люди второго сорта
Именно так отзывались о славянах православные греки, которые были направлены Константинопольским патриархатом для проповедования Слова Божьего на территорию Киевской Руси.
Языческие обычаи, где у князей Киевских официально было несколько жён, дикие обряды славян и поклонение каменным идолам, приводили в праведный шок первых православных иноков.
Несвятая Русь
В 900-х годах Киевская Русь стала весьма грозным и агрессивным государством Восточной Европы. Дружины князей открыто противостояли не только кочевникам, но и организованным войскам Византийской империи. Пока религиозные и территориальные междоусобицы терзали Константинополь, киевский князь Владимир вплотную подошёл к завоеванию Византии.
Такой поворот событий мог означать для Константинополя только одно – русичи-язычники, завоевав Византийскую империю, положили бы конец православию.
Поистине судьбоносным историческим решением такой проблемы стало предложение Константинопольского патриарха князю Владимиру – взять в жёны его сестру. Однако с «небольшим условием» — князь-язычник обязан был принять христианскую веру.
Красота Византийской принцессы в сочетании с признанием его силы Константинополем, предрешило не только судьбу Киевского князя Владимира, но и всего будущего христианства.
Палка о двух концах
Несмотря на всю свою военную мощь, Русь была действительно диким варварским государством.
До эпохи Кирилла и Мефодия никакой письменности на территории княжеских земель не было. Однако учёные не считают древних славян «тёмными и забитыми». Эпос этого народа – былины, вполне сравним со скандинавскими сагами той эпохи. А у викингов уже в те времена было достаточно развито руническое письмо.
Знак славянского Божества Солнца Ярила – свастика, довольно долгое время уже крещённые славяне изображали рядом с христианскими иконами Иисуса Христа.
Большинство православных праздников тесно связаны с древними языческими. Именно таким образом первые христианские миссионеры «аккуратно» внедряли православие в верования и быт славян.
Оплот православия
Большинство мировых теологов считают крещение языческой Руси одной из самых значимых исторических эпох в человеческой цивилизации. Довольно легко смоделировать мировые события, если бы предположить, что Киевский князь Владимир отказался бы от крещения:
- I век – язычники-славяне завоёвывают Византию и уничтожают православие;
- они не встречают сопротивление от Ватикана – папскому престолу выгодно убрать «христианского конкурента»;
- зарождающийся Ислам атакует языческие Восточно-Европейские земли. Католическая Европа не вмешивается, наблюдая как 2 грозных оппонента на Востоке ослабляют свои силы в междоусобицах;
- крестовые походы, скорее всего, имели бы место, однако завоевания рыцарей, по мнению экспертов, носили бы хаотический и непродолжительный характер;
- экспансия Ислама на территорию Европы и падение христианства, как религии к VIII-X веку.
Теологи подчёркивают, что такая модель истории является лишь теоретической. Однако она вполне могла бы иметь место, если бы в 987 году Русь не приняла православие.