Ареодярекпут эскимосы практиковали с глубокой древности, как считают учёные – ещё с тех пор, когда Чукотка и Аляска были единым целым, и их соединял перешеек. Этот обычай был актуален и в XX веке, потому что для жизни населения Заполярного края имел огромное значение.
Эскимосы живут в экстремально низких температурах, скудно питались, не имели нормальных санитарно-гигиенических условий, медицинской помощи не было. И всё это отрицательно сказывалось на репродуктивной способности женщин. Возрастной период, когда эскимоска была способной к деторождению, ещё в прошлом, XX веке, был совсем небольшой, поэтому к продолжению рода у эскимосов было особенно трепетное отношение. Они всё делали для того, чтобы детей рождалось как можно больше.
Главное для каждой семьи – рождение детей
Если в паре оказывалась бесплодной жена, муж на время одалживал жену у своего друга, а если муж был бесплоден, тогда жена на какое-то время переходила к мужчине, способному её оплодотворить. Таким образом, обмен супругами позволял ни одной семье не оставаться без ребёнка. Детей же, рождённых от другой женщины или от другого мужчины, пара считала своими родными, законными, без каких-либо оговорок.
Эскимосские семьи всегда к детям относились по-особенному, сирот у них не было никогда. Родители – те, кто воспитал ребёнка, а факту рождения никто значения не придавал.
В былые времена в эскимосских семьях показатели детской смертности были очень высокими, поэтому каждого ребёнка, а мальчиков (будущих охотников и кормильцев) – особенно, в семьях ценили на вес золота. Самым большим несчастьем для семьи эскимоса было отсутствие детей.
К обычаю ареодярекпут прибегали ещё и в том случае, если в семье не было сыновей. Для северных народов ребёнок мужского пола был более ценным, ведь это будущий кормилец. И если жена рожает несколько девочек подряд, её отдавали мужчине, у которого было несколько сыновей – удачливому в зачатии.
Генетика – главная причина обычая
Раньше люди ничего не слышали о генетике, однако понятие того, что браки, на протяжении десятилетий заключающиеся между членами одного стойбища, могут привести к вымиранию рода, было даже у древних эскимосов.
Посёлки северных народов находились очень далеко друг от друга. Добираться к ближайшим соседям нужно было несколько дней, так что найти невесту было не так-то просто.
Чтобы обновить свежей кровью своё потомство, муж усаживал свою жену в каяк или нарты и вёз несколько десятков километров в другой посёлок. Там происходил временный обмен жёнами – пока не родится потомство. По этой же причине в былые времена у эскимосов, чукчей и эвенков было принято предлагать своих жён заезжему чужестранцу.
Условия, в которых приходилось жить народам Севера, исключали у них наличие таких качеств, как собственничество или ревность – для Заполярья это сродни роскоши. Стойбище могло существовать только при наличии в нём молодых, сильных и здоровых охотников, а также хозяек, которые имеют хороший набор генов.
Братание – крепче родственных уз
Менялись жёнами и чтобы побрататься. Временно обменявшись жёнами, да ещё и став отцами их детей, мужчины этого сурового края считали себя связанными не то, что родственными узами, а чем-то ещё более крепким.
В функции «жены по обмену» входило не только рождение потомства. Женщина полностью заменяла жену временного «мужа». Это шитьё одежды, её ремонт, плетение и ремонт снастей, оружия, приготовление еды, а также уход за малышами и стариками.
Такое товарищество очень выручало мужчин, когда они отправлялись на многодневную охоту. Мужчина для дальнего промысла в тундре или на отдалённых островах всегда брал с собой жену. Но если она не могла с ним пойти по тем или иным причинам (болезнь, уход за младенцем), женщину муж одалживал у своего побратима. Она во всём в походе заменяла законную жену: помогала в разделке добычи, справлялась со всеми бытовыми задачами и давала мужчине тепло и ласку холодной полярной ночью.
Самое весомое положение в обществе эскимосов имел тот мужчина, у которого «товарищей по жене» оказывалось больше всех. Того же, кто игнорировал «ареодярекпут» и жёнами не менялся, земляки считали странным, даже изгоем, над таким мужчиной постоянно насмехались.
В жизни современных эскимосов древний обычай себя уже изжил. Сегодня эти народы пользуются мощными снегоходами, моторными лодками, радиосвязью, интернетом. Их мир стал комфортнее и парни больше не рискуют своей жизнью, неделями находясь в пути, если хотят сосватать девушку в другом посёлке. Свою роль сыграло и христианство – оно практически везде вытеснило обычаи северных народов, так или иначе связанные с язычеством.