Мало кто знает, что в Древнем Риме свободные граждане имели сразу по три имени. В некоторых исключительных случаях их могло быть даже четыре. Благодаря такой системе можно было очень многое узнать о человеке.
У кого в Древнем Риме было право на несколько имен
Когда по телевизору в Советском Союзе только начали мелькать “мыльные оперы” мексиканского производства, многих удивляло разнообразие имен у персонажей. Все эти Хуаны Карлосы и Марии Изабеллы звучали красиво, но все же странно для русского человека. Однако, как оказалось, подобная практика зародилась не во времена конкистадоров и войны с индейцами, а гораздо раньше.
Древний Рим был местом очень сословным. Не до такой степени, конечно, как Индия с ее кастовой системой. Однако между рабами, простыми горожанами и аристократией лежала пропасть. В Римской Империи наличие нескольких имен у человека, прежде всего, отображало его статус и место в обществе.
Во-первых, подобным тройным именем мог похвастаться исключительно свободный житель страны. Рабам полагалось только одно имя, которое шло во всех ведомостях в графе “название товара”.
Во-вторых, в подобном ФИО отмечалось не только как, собственно, зовут человека, но и из какой он семьи. Иногда даже из какого племени, поскольку в плане национальностей и народностей Древний Рим был весьма разнообразной империей.
Что означали эти три имени в Древнем Риме
У большинства аристократических римских мужчин-патрициев было три имени. Это называлось триа номина и позволяло распознать аристократа при первом знакомстве. Она состояла из трех частей: преномен, номен и когномен.
Преномен — это самое обычное имя. Однако если у современного человека на выбор есть миллионы имен, то в Древнем Риме было около одного-двух десятков популярных имен. Из них Гай, Гней, Луций, Марк и Публий были самыми распространенными. Обычно преномен сокращался, а не писался полностью.
В ходу также были “числительные” имена: Квинт, Секст, Септимус, то есть Пятый, Шестой, Седьмой. Квинтом, к примеру, могли назвать как пятого ребенка в семье, так и первенца.
Вторая часть римского имени — номен. Наследовался он исключительно по мужской линии. Вольноотпущенники, как правило, принимали имена своих бывших хозяев. Например, Гай Марий – Гай из клана (семьи) Мариан. Вроде все понятно и логично.
Как стало известно порталу comandir.com, кланы были огромными. И тогда появился когномен. Любой римлянин мог получить прозвище. Подобное часто встречалось в отечественных сказках: Василиса Прекрасная, Елена Премудрая.
Например, Публий Корнелий Сципион, победивший Ганнибала в Африке, очень гордился своим деянием. Он взял себе когномен, став Публием Корнелием Сципионом Африканским.
Когномены становились наследственными, как и номены, и служили для различения ветвей кланов. Чем знатнее была семья, тем больше наследственных имен было у ребенка.
Кто имел прав на несколько имен в Римской Империи
У рабов было одно имя — номен. Фамилия им не была положена, поскольку они являлись скорее имуществом, нежели личностью. Однако в документах обязательно указывалось, какому роду принадлежит тот или иной раб.
Кроме того, римское общество было очень патриархальным. Женщины были его важной частью. Однако без мужского благословения они мало на что были способны. Отразилось это и в имянаречении.
Все, что получала любая дочь, было феминизированной версией имени ее отца. То есть каждая дочь Клавдия была Клавдией. Если бы было несколько дочерей и кому-то нужно было указать, о какой из них идет речь, их бы отличали по возрасту или порядку рождения: Помпея Старшая, Туллия Третья и т.п.