Понедельник, 23 декабря 2024 года
Выбор редакции

Проблемы банка «Югра»: ЦБ придется включать печатный станок

Вкладчики банка «Югра» пока безуспешно пытаются забрать свои деньги со вкладов. В здании клиенты банка подходят к закрытой двери. Для них вывешено объявление, в котором указано, что отделение работает с 10:00 до 12:00. В это время в филиале финансовой организации юридические и физические лица могут лишь получить консультации. О выдаче денег со вкладов речи пока не идет.

Банк «Югра», входящий в двадцатку крупнейших в РФ по объему вкладов населения и в тридцатку — по величине активов, с 10 июля перешел под внешнее управление АСВ сроком на полгода в связи с «неустойчивым финансовым положением». Кроме того, ЦБ объявил трехмесячный мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий является страховым случаем.

Крах этого банка, как ожидается, станет самым дорогим в истории банковской системы России. Вкладчикам банка причитается 170 млрд рублей страховых выплат, которые должны начаться не позднее 24 июля. До сих пор рекордной считалась выплата 35 млрд рублей вкладчикам «Мастер-банка».

В фонде страхования вкладов, которым управляет АСВ, нужной суммы нет. В связи с этим дополнительные денежные вливания в фонд готов провести ЦБ, заявил в понедельник зампред Центробанка Василий Поздышев. «При необходимости мы увеличим финансирование», — сказал зампред, уточнив, что «на совет директоров АСВ пока этот вопрос не выносился».

У ЦБ просто нет другого выхода, кроме как «печатать» новые деньги, увеличивая кредитный лимит АСВ, подтверждают эксперты, мнение которых приводит Finanz.ru.

За январь-май для АСВ наступило 22 страховых случая, из фонда вкладчикам было выплачено 110 млрд рублей, еще 20 млрд предстоит оплатить. При этом поступило в фонд от банков лишь 63,1 млрд рублей.

Несмотря на то, что ставка отчислений регулярно повышается, а сборы превысили прошлогодние на 38%, фонд живет в режиме хронической нехватки денег — его размер, по сути, «имеет отрицательное значение, и это отрицательное значение растет», считает главный аналитик «Сбербанка» Михаил Матовников.

«Дыра» покрывается за счет кредитов от ЦБ, которые представляют из себя чистую денежную эмиссию, напоминает директор по исследованиям и аналитике «Промсвязьбанка» Николай Кащеев.

Судя по статистике, «печатный станок» ЦБ стал главным источником пополнения фонда в 2014-15 годах — с того момента, как стартовала масштабная расчистка банковского сектора, в ходе которой с рынка было принудительно эвакуировано 338 банков.

За 3,5 года такой политики АСВ выплатило вкладчикам лопнувших банков 1,1 трлн рублей. Из них 657 млрд рублей было получено в виде кредита от ЦБ.

Центробанк может отозвать лицензию у банка «Югра» из-за значительного объема неучтенных вкладов. Таким образом, проблемы у крупной кредитной организации на самом деле являются очень серьезными.

По данным издания, неучтенные вклады «Югры» могут достигать суммы до 75 миллиардов рублей. Уточняется, что о наличии забалансовых вкладов свидетельствует активное привлечение банком средств, благодаря высоким ставкам и агрессивной рекламной кампании, при том что рост остатков средств физлиц на балансе оставался невысоким.

По словам первого вице-президента «Российского клуба финансовых директоров» Тамары Касьяновой, забалансированные вклады в размере 75 миллиардов рублей — очень серьезная сумма, поэтому вероятность потери банком «Югра» лицензии в настоящее время весьма значительна.

Специалисты называют ситуацию с «Югрой» «крупнейшим страховым случаем за всю историю российского банковского сектора». Банк рос очень быстро — в 2012 году он занимал 272 место по величине активов, но в 2015 году уже вошел в топ-35.

Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина заявила о том, что решение о будущем банка «Югра» не предопределено и будет принято по итогам работы временной администрации. Об этом она рассказала в эфире радиостанции Business FM.

«У банка уже, во-первых, возникли проблемы, поэтому мы ввели туда временную администрацию — она сейчас работает и должна будет оценить масштаб проблем, получить доступ к первоисточникам. После этого будет принято соответствующее решение. Оно не предопределено», — уточнила она.

По ее словам, необходимо развивать сферу применения профессионального суждения в деятельности ЦБ.

«У нас система доказательств строится на формальных признаках. Конечно, нам нужно расширять сферу применения профессионального суждения, что, я знаю, многим моим коллегам за рубежом позволяет гораздо быстрее принимать решения, когда у банка возникают проблемы и у регулятора есть право обоснованного, профессионального, но суждения», — отметила Набиуллина.

Что делать, если у вас есть счёт в банке «Югра»?

В связи с тем, что банк является участником системы обязательного страхования вкладов, каждый его вкладчик, в том числе индивидуальный предприниматель, имеет право на получение страхового возмещения, предусмотренного законом о страховании вкладов физических лиц в банках России. Страховое возмещение выплачивается в размере 100 процентов суммы всех счетов в банке, но не более 1,4 млн рублей в совокупности. По банковскому вкладу в иностранной валюте страховое возмещение рассчитывается в рублях по курсу Банка России.

Для оперативного приёма заявлений граждан и максимально быстрых выплат им возмещения по вкладам Агенство по страхованию вкладов (АСВ) намерено использовать банки-агенты. В соответствии с решением правления АСВ такие банки-агенты будут отобраны на конкурсной основе в срок не позднее 17 июля 2017 года.

Когда начнутся выплаты?

Выплаты начнутся не позднее 24 июля 2017 года. До указанной даты АСВ опубликует в местной прессе, а также разместит на сайте АСВ в Интернете официальное объявление о месте, времени, форме и порядке приёма заявлений о выплате возмещения по вкладам. Заявления о выплате страхового возмещения могут подаваться вкладчиками до дня окончания действия моратория.

Почему это случилось?

В июне 2012 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) усилиями главы ЕЦБ Марио Драги вошёл в полосу понижения процентных ставок, опустив ставку евро, после небольшого отскока с 1 до 0,75 процента годовых, а банкиры один за другим стали открывать для себя такой удобный и надёжный способ конвертации, как валютный своп.

Валютный своп — это очень простой способ управления ликвидностью банка. К примеру, банк набрал большое количество рублёвых вкладов, а потенциальный заёмщик хочет получить кредит в евро, так как основной оборот у России происходит именно со странами Еврозоны. Банк идёт на биржу, отдаёт рубли, а получает в обмен евро, но с обязательством через некоторое время произвести обратную операцию.

До некоторого времени всё шло хорошо. Процентная ставка ЕЦБ продолжала падать, рубль был стабильной валютой с небольшой волатильностью, что приносило дополнительный доход. По сути, банк, как он считал, проводил спекулятивную «низкорискованную» операцию, получая с неё довольно неплохую прибыль.

Проследить подобную операцию не составляет никакого труда. Достаточно найти на сайте Центрального Банка России оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учёта кредитной организации публичного акционерного общества Банк «ЮГРА» по состоянию, например, на 1 июня 2017 г. и посмотреть строку счёта №47408 «Расчёты по конверсионным операциям, производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчёты и поставка осуществляются не ранее следующего дня, после дня заключения договора (сделки)».

Именно там мы обнаружим 13,095 миллиарда рублей обеспечения своповых сделок, которые находятся на счёте Московской биржи при уставном капитале банка в 12 миллиардов рублей, как следует из информации с сайта банка.

Банк, по сути, оказался в ситуации валютных заёмщиков, когда взяв кредит в евро по курсу 40,73, отдавать приходится сначала по 60 рублей за евро, потом по 80 рублей за евро. И дыра в бюджете банка продолжала увеличиваться. И если курс евро вырос в два раза, то и дыра в капитале банка увеличилась вдвое.

Старина деревянный «падает» уже почти на протяжении месяца. За доллар дают больше 60 руб.,  евро вплотную приблизился к 70, и нет никаких признаков того, что это падение может остановиться, а тем более повернуться вспять.   Падают цены на нефть, санкции в отношении России снимать никто не собирается, страной управляет кучка некомпетентных, жадных до денег авантюристов, которая никуда не собирается уходить (по крайней мере по-хорошему).  С таким печальным анамнезом — даже без доступа к серьезной экономической статистике очевидно, что дальнейшее сползание экономики, а вместе с ней и всей страны в пропасть, продолжится.

Стоит также обратить внимание на слова чиновников, например — главы Минэкономразвития Максима Орешкина, который открытым текстом предупреждает россиян быть готовым к нестабильности курса рубля. Об этом он заявил в четверг, 13 июля. Чиновник пытался успокоить публику — мол с конца в 2014 года плавающий курс рубля «подразумевает наличие волатильности».  Да и другие представители экономического блока правительства уже не раз рассказывали населению о пользе, которую принесет экономике девальвация рубля на 10% (якобы уж очень сильно переоценен рубль) – это вредит экономике страны.

Понятно, почему правительству России не нужен крепкий рубль: власти намерены залатать бюджет (в котором и так, лишь по официальным данным, зияет дыра в 2 триллиона руб.), снизив курс рубля.  Между тем, может оказаться, что правительство выбрало не самое удачное время для очередной операции по изъятию наличности из кармана граждан.

Дело в том, что, в настоящий момент против рубля играет сразу несколько негативных факторов, которые могут оказать на него совокупное воздействие.  Собственно говоря, об этом не так давно предупреждал финансовый аналитик Степан Демура, говоря о возможности входа всей экономической системы в разрушительный резонанс.

Западные инвесторы ставят на обвал рубля

Западные инвесторы, играющие на рынке российских облигаций Федерального займа (ОФЗ), решили поставить на обвал рубля.  Так, по данным издания к началу июля 2017 года, крупные игроки, торгующие рублевыми деривативами в Чикаго почти на 20% сократили длинные позиции по фьючерсам и опционам. При этом короткие позиции (они приносят прибыль при девальвации) возросли на 40%. В итоге, по данным комиссии по торговле товарными фьючерсами США — 29% из всех совершенных сделок направлены на выход из рубля, а 71 % открытие позиции против рубля. Это обстоятельство накладываются на непростую ситуацию в российском банковском секторе (как известно — несколько дней назад рухнул крупнейший Российский банк Югра, а правительство намерено продолжать политику «санации»), а также намерение экономических властей девальвировать рубль для того, чтобы «подлатать дыры» в бюджете.  В этой связи многие авторитетные аналитики не исключают того, что рублю предстоит «идеальный шторм», а история с банком «Югра» стала одним из первых «звоночков», предупреждающих нас о  неминуемой катастрофе.

Русский монитор уже писал о прогнозе МЭР, согласно которому курс рубля должен спуститься до отметки в 68 руб. концу года, а к весне 2018 года (после выборов президента) достигнет «глубины» в 70 руб. Однако не все верят в подобный сценарий. С точки зрения таких аналитиков как Степан Демура — 70 руб. за доллар это чересчур оптимистично. Ещё в мае текущего года, указывая на опасные диспропорции на рынке ОФЗ, Демура не исключал гораздо более катастрофичного сценария, в том числе, обвала рубля масштабов 1998 года уже в ближайшем августе.    Впрочем, объективности ради стоит сказать, что не все аналитики столь однозначны в своих оценках. Так известный финансист и предприниматель Дмитрий Потапенко в интервью русскому монитору сообщил что, по его мнению, в российской экономике нет условий для того, чтобы «равновесный курс рубля» поднялся выше 70 руб.

Кто из этих экспертов окажутся прав — мы все, в любом случае, скоро узнаем.

Напомним. что с начала июня доллар потяжелел на 3,72 руб. ( 6,6%), а евро на  5,2 руб.  ( 8,2).

В начале мая 2017 года Центробанк устроил внеплановую проверку банка после сбоя, из-за которого вкладчики столкнулись с проблемами при возврате средств.

Основной владелец банка — Алексей Хотин, который занимает 110 место в списке Forbes. С начала 2017 года он вложил в «Югру» 25 млрд рублей. По итогам 2016 года банк оказался лидером по убыткам, размер которых составил более 32 млрд рублей.


Новости партнеров