Режиссер Юрий Быков решил покинуть кинематограф после выхода на экран сериала об агентах спецслужб «Спящие». На своей странице во «ВКонтакте» он написал, что «лучшие умы страны окончательно отвернулись», и привели к этому его «мягкость и дезориентированность».
Господин Быков подчеркнул, что люди «должны протестовать и требовать справедливости», он же, по мнению самого режиссера, «предал все прогрессивное поколение».
В связи с этим Юрий Быков счел, что больше не может быть «публичной фигурой» и «объектом следования». Он заявил, что ему придется уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы его преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить. Он также добавил, что картина «Завод», над которой он еще работает, будет доделана, но, вероятно, станет последней.
В центре внимания политического сериала «Спящие» — противостояние ЦРУ и ФСБ, подготовка и предотвращение «цветной революции» в Москве, а также борьба с «пятой колонной». Авторы утверждали, что сериал основан на реальных событиях.
Сюжет фильма разворачивается в 2013 году в период обострения обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, осложнения внешнеполитической обстановки в Европе и охватывает события нескольких недель, в течение которых российским спецслужбам удалось разоблачить сложную и опасную комбинацию своих заокеанских оппонентов.
«Спящие» — программа иностранных спецслужб, предполагающая использование ранее внедрённых в органы управления и крупного бизнеса агентов, ожидающих в «спящем режиме» команду на активные действия. О программе знают лишь несколько ветеранов, создававших сеть. На фоне межгосударственного кризиса программа «Спящие» возобновляется.
Юрий Быков считает себя социалистом, приверженцем левых и патриотом. С пониманием относится к старой либеральной интеллигенции, ориентированной на диссидентов. Не приемлет «гламурную, прозападно ориентированную молодежь, которая готова хоть завтра продать свои корни и наши общие ценности ради того, чтобы выторговать себе зону жизненного комфорта». Не признает себя диссидентом. Считает себя далеким и от «западников», и от власти, но близким к народу.
В своих фильмах Быков воздерживается от хеппи-эндов, так как считает хеппи-энд искусственным явлением для драматических фильмов и жизни в целом, где он невозможен.