Время 4 часа утра 22 июня 1941 года – считается началом Великой Отечественной войны в СССР. Считается, что боевые действия на территории Советского союза начались именно в это время. Но в ту ночь действующий начальник Генштаба Георгий Жуков уже в 3:06 получил информацию о первых боевых проявлениях агрессии со стороны немецких войск. А 4:00 утра было временем, когда в руках советского посла в Берлине оказались документы, подтверждающие информацию об официальном вторжении немецких войск на территорию СССР.
Начало боевых действий
По окончанию войны, историки долгое время пытались восстановить произошедшие события в соответствующей хронологической последовательности. Было много не состыковок, так как точные временные рамки либо скрывали, либо не могли зафиксировать точно.
22 июня, вооружившись авиационной и артиллерийской техникой, войска Гитлера вошли на территорию СССР. В 5:30 состоялась аудиенция Молотова и Шуленберга (немецкого посла), в ходе чего было предоставлены официальные документы о вторжении Германии на территорию Советского союза. В этих документах шла речь о том, что военные силы Германии совершили вторжение с целью предотвратить угрозу, исходящую со стороны СССР, в ходе чего может пострадать территориальная целостность Германии. Согласно их словам, это было не проявление агрессии, а вынужденная мера защиты.
Население Советского Союза было оповещено о начале войны почти через 9 часов после её официального начала, хотя военные действия с всё большей силой разгорались и на тот момент привели к множеству потерь. Объявление было сделано по радио не Сталиным, а Молотовым – точная причина такого происшествия до сих пор не ясна, хотя существует множество версий, общностью которых является факт отсутствия Сталина на положенном рабочем месте.
Хотя официальное обращение к гражданам Советского союза было совершено не Сталиным, он имел прямое отношение к составлению и редактированию текста, озвученного Молотовым. Согласно утверждением хронолога Песковой, рукописный текст принадлежал именно Молотову, но содержание, форма и исправления в тексте привели к выводу, что Сталин имел непосредственное отношение к редактированию данного обращения. Совершая обращение по радио, Молотов не мог не упомянуть имя Иосифа Виссарионовича, тем самым подтверждая, что всё происходит согласно его приказам и поручениям.
Несоответствия в предоставлении информации гражданам о ходе войны были замечены не только в отношении хронологических рамок, но и что касается масштабов территорий, потерпевших разрушения и потери. Несоответствий была масса, но стратегически важные из них получили официальное опровержение.