Воскресенье, 22 декабря 2024 года
Выбор редакции

Форма российских боевых кораблей в XIX веке была круглой

Процесс эволюции затронул не только жизнь человека, но и морского флота также. В XIX веке он стал видоизменяться, в результате чего вместо парусных кораблей появились паровые и броненосные. К адептам такой корабельной эволюции относят адмирала и кораблестроителя Андрея Александровича Попова.

Попов руководил строительством броненосца «Петра Великого», а также яхты императора «Ливадии». Он был автором проектов — полуброненосных фрегатов «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской». Однако запомнился он не своими достижениями, а своими ошибками.

В 1871 году Парижский мирный договор был разорван, и с этого времени Россия получила право на существование собственного черноморского военного флота. Такое долгожданное освобождение вдохновило адмирала Попова на новые подвиги в честь нового флота – на прогресс, которого не ведали ни враги, ни союзники. Выбор пал на строительство броненосцев круглой формы.

Попов уверял, что длина судна должна быть сокращена, а ширина – увеличена, и тогда и стоимость судна упадёт, и водоизмещение увеличится. Автор также пояснил, что самые благоприятные условия сложатся при длине и ширине судна, одинаковых по размеру.

Какими бы убедительными ни казались Попову его утверждения, правительство долго никак не могло пойти на такое сомнительное финансирование. Тогда изобретатель продемонстрировал своё ноу-хау на примере круглых шлюпок.

В итоге Попову всё-таки удалось добиться своего, разрешение он получил, финансирование также, и в 1873 году в Санкт-Петербурге на воду спустили первое странное детище автора – броненосец круглой формы, именуемый «Новгородом». Ещё через два года – следующий, «Киев».

Скептики у новшества и так изначально имелись, однако в реальности всё оказалось намного хуже, чем предполагали даже они. Управлять «поповками», как новый вид суден был назван, оказалось делом практически невозможным. При этом судно было очень маломощным по скорости – не более 7, а то и 5 узлов, тогда как броненосцы привычной формы двигались со скоростью до 20 узлов.

Если поднимался шторм, «поповка» не качалась, волны просто перекатывались по палубе. В итоге стало очевидно, что данное изобретение Попова оказалось очень неудачным, если не сказать комичным. А Некрасов упомянул его даже в своём стихотворном сравнении с Россией тех времён:

До начала прошлого века «поповки» несли службу, как береговая оборона, а потом их решили продать в Болгарию, но сделка не состоялась. Тогда в 1911-м решено было пустить корабли на металлолом.


Новости партнеров