Во время ВОВ водка была ходовым продуктом, но бывалые фронтовики нередко отказывались от наркомовских 100 грамм. Снабжение водкой РККА началось в августе 1941 года. При этом история алкоголя в российской армии уходит корнями в царское прошлое.
Русские фронтовики свои 100 грамм получали еще с XVIII века
Тогда считалось, что «хлебное вино» греет и увеличивает боевой дух. Еженедельно нижним армейским чинам выдавали частями 480 гр. «хлебного вина». У командиров полков было право награждать водкой отличившихся солдат.
В конце XIX века русские врачи заметили, что солдаты, возвращавшиеся с фронта, имеют сильное пристрастие к спиртному. Медики начали требовать отмены военных чарок.
Водку отменили только в 1908 году после проигрыша в русско-японской войне. Тогда военное руководство решило, что пьянство снижает армейскую боеспособность. С того времени у российских солдат действовал «сухой закон», который нередко нарушался.
В следующий раз водка появилась уже в армии СССР в 1940 году. Солдаты, кроме 100 гр водки, получали также ежедневно и 50 гр. сала. Подобный паек должен был улучшить положение солдат во время Зимней войны. Тогда же и возник термин «наркомовские 100 грамм». Во время ВОВ в 1941 году ежедневно 100 граммов водки давали солдатам на передовой линии. Спиртное в войска привозили в цистернах. Потом водку наливали в бочки и доставляли по воюющим частям.
Наркомовские 100 граммов не несли армии боевых успехов
С 1942 года водку давали только частям за успехи в боях. Одновременно ежедневную дозу водки повысили до 200 гр. Обычным солдатам водку давали только по праздникам. Раненым солдатам полагалось ежедневно 50 гр. водки.
В Закавказье военнослужащим водку заменяли портвейном или вином. С весны 1943 года водку давали только солдатам в наступательных операциях. После Победы 1945 года была полностью остановлена выдача водки солдатам. Только моряки-подводники ежедневно получали 100 гр. вина.
Бывалые фронтовики нередко отказывались от 100 грамм
Пили чаще всего новоприбывшие солдаты, которые потом быстро погибали. Опытный солдат понимал, что действие водки только временное. Ее употребление больше вредит. Не было от водки никакого профилактического действия.
Не пили солдаты-мусульмане и староверы. Непьющие красноармейцы спиртное меняли у пьющих солдат на нужные вещи. Было также немало фронтовиков с более положительным отношением к водке. В итоге «наркомовские 100 грамм» стали основой песен и поговорок. Немало солдат и после войны не смогли перебороть пристрастие к спиртному.