Адюльтер, он же супружеская измена, сквозь исторический взгляд весьма неосмотрительный поступок. Правда, больше всего наказывали именно женщин, презревших святость уз брака. И наказания были очень разнообразными: от просто унизительных до откровенно изощренных.
Как в древности наказывали неверных жен
К женским изменам всегда относились намного серьезнее, чем к мужским. В первую очередь это происходило потому, что женская измена могла закончиться беременностью, и плод внебрачной любви оставался в семье.
Как бы ни казались распущенными нравы в Древней Греции и Риме, но к изменам там относились весьма серьезно. Казалось бы, излишнее морализаторство для стран, где активно процветали бордели, а на праздники в честь Вакха, Бахуса или богини любви без оргии просто не обходилось.
Для них изнасилование было обычным паттерном поведения. Да и жаловаться на это могла не жертва, а тот, кто за нее отвечал: отец, муж, старший брат, опекун. Его «имущество» было повреждено, поэтому, как правило, виновник наказывался штрафом, оцениваемым присяжными на суде.
Прелюбодеяние, однако, было совсем другим делом. Если прелюбодейку ловили с поличным, опекун мог убить ее на месте. Как говорится: “Жена Цезаря вне подозрений”. Женщина же в случае измены мужа могла максимум рассчитывать на развод.
С другой стороны, все эти правила действовали только по отношению к свободным гражданам Империи. Рабы за людей не считались. А право собственности в Древней Греции чтили свято — твой раб, что хочешь, то с ним и делаешь.
Адюльтер и Средние века
Средневековые законы были очень запутанными, во многом зависели от Церкви и от того, о каком социальном слое идет речь. Странно было бы судить крестьянку за измену, учитывая существование права феодала на первую брачную ночь. Да и не интересовали особо законников крепостные. Зато интересовали святых отцов, которые радостно сжигали ведьму, сбившую с пути истинного достойного мужчину.
В случае если речь шла об аристократке, изменившей мужу, то по закону это могли трактовать как похищение. Даже если женщина завела себе любовника совершенно добровольно и искренне наслаждалась процессом, его могли посадить по обвинению рогоносца-мужа в киднеппинге. Однако юридически в Средневековой Европе у женщины было еще меньше прав, чем в древности.
Такое наказание, как публичная порка, тоже никто не отменял. А уж до каких пучин отчаяния могла довести людская молва и всеобщий остракизм, описано не в одном произведении классиков.
Любой намек на добрачный секс тоже карался по закону. Правда, в этом случае “жертва” могла обойтись одним штрафом. Монарших особ, безусловно, все эти законы не касались. А статус официальной фаворитки мог стать поводом убийства соперниц.
Как к изменам относились на Руси
Славяне были намного гуманнее своих соседей. Здесь женщин не убивали за “походы налево”.
В XVII и XVIII веках в колониальной Америке прелюбодейке нашивали на одежду алую букву “А” от слова “адюльтер”, чтобы каждый встречный знал, какой грех совершила женщина. С ними не было запрещено общаться или социально взаимодействовать каким-то другим способом. Однако люди сами сторонились, боялись, что подозрения в распущенности, словно чума, передаются по воздуху.
А вот на Руси изменщицу в обязательном порядке разводили с мужем. Потом ее запирали в прядильном терме, где в ее жизни не оставалось ничего, кроме изнуряющей работы. Однако существовало одно незыблемое правило: ловить прелюбодейку следовало на горячем и со свидетелями.
Фокус европейского Средневековья, где можно было ткнуть в любую женщину и обвинить ее в измене королю, мужу или колдовстве, на Руси не работал. Сначала доказательства — потом наказание.
Очередное отличие между Русью и остальным миром: измены среди простого люда попрекались и осуждались куда больше, чем среди господ.
Как современный мир смотрит на женские измены
Законодательная система в большинстве стран сильно изменилась за прошедшие века. Теперь и женщина, и мужчина на равных началах имеют право подать на развод и начать создавать новую семью. Что не изменилось, так это тот факт, что к женской измене все еще относятся намного хуже, чем к мужской.
Подобная система относится и к добрачному сексу. Удивительно, но даже в XXI веке можно услышать, что женщина, не сохранившая тело нетронутым до брака, не заслуживает участи лучше, чем зарабатывания на обочине, обслуживая клиентов. Хотя к мужчинам подобных требований никто не предъявляет.