Россия завершила переговоры с НАТО. Итоги переговоров были без видимого успеха. Часть экспертов не исключают силового решения возникших между РФ и Западом противоречий.
Будет ли силовое противостояние между США и РФ
Некоторые политические эксперты склонны считать, что максимальное ухудшение отношений между США и Россией будет происходить в ближайшие 4 года. А потом, возможно, наметятся некие позитивные сдвиги.
Своим видением ситуации в эфире программы «Точка зрения» поделился заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Дмитрий Суслов.
Почему США не готовы сотрудничать с Россией, с Китаем?
— Потому что это противоречит американской идеологии, которая основана на исключительности США. Они позиционируют себя — это в их ДНК, это в их сути — как исключительная богоизбранная нация, которой самим провидением, самой судьбой предначертано светить всему остальному человечеству и перестраивать все остальное человечество в соответствии с их ценностями, которые они считают единственно правильными.
И вот эта исключительность не позволяет США иметь равноправные партнерские отношения с теми странами, которые они считают недемократическими. Это первое.
Второе: американская история вообще не имеет опыта равноправных партнерских отношений в течение длительного времени. Если посмотреть на американскую историю, мы увидим, что они перепрыгнули из изоляционизма в гегемонизм.
Они сначала не участвовали в международном порядке — доктрина Монро и все такое, а потом, после Второй мировой войны, стали формировать свой собственный мировой порядок вокруг себя, в рамках Запада. А после окончания холодной войны они попытались распространить этот свой собственный международный порядок на весь остальной мир.
О каком равноправии здесь идет речь? Они вообще не знают, как формировать международный порядок с другими.
Россия и Китай выступили против участия в этом американском международном порядке в качестве сателлитов, в качестве младших игроков — следовательно, выход один — конфронтация.
И Помпео, прошлый американский госсекретарь, говорил, а сейчас администрация Байдена подчеркивает, что целью американской политики в отношении Китая и России является победа, новая победа США.
Они уже победили, по их мнению, в холодной войне, потом что-то пошло не так, и плохой Путин пытается у них эту победу украсть, а они снова хотят победить.
И Байден постоянно подчеркивает, что их новая победа неизбежна.
США меняются внутри себя, и меняется мир. Чем стабильнее будет российско-китайское партнерство, чем более диверсифицированными будут оставаться внешние глобальные связи и Китая, и России, тем скорее США будут приходить к пониманию, что все-таки победить им не удастся.
И они будут вынуждены свою политику корректировать.
Пока они рассчитывают, что могут победить в значительной степени потому, что они считают, что Россия и Китай неизбежно сами столкнутся друг с другом. Что Россия рано или поздно испугается великого Китая на своих границах, и сама приползет к Западу на коленях и попросит защиты. Да, извинится за все, вернет Крым и попросит Запад защитить от большого Китая.
Россия и НАТО — противники, да или нет
США и НАТО официально называют Россию противником и реализуют в отношении нее политику сдерживания, имеющую в том числе и военную составляющую. Началась новая гонка вооружений — и ядерных, и обычных, а система контроля, существовавшая на завершающем отрезке Холодной войны и в период после ее завершения, демонтирована почти полностью.
Российский дипломат Дмитрий Суслов рассказал о том, как заставить США и Североатлантический альянс отказаться от политики «открытых дверей».
«Переговоры в Женеве, Брюсселе и Вене доказали то, что было понятно сразу после того, как Россия представила требования по гарантиям безопасности. А именно: чтобы США и НАТО отказались от политики «открытых дверей» Североатлантического альянса, от военного сотрудничества с Украиной и от поддержки ее нынешней внутренней и внешней политики (включая подход к Минским соглашениям) и тем более вернули военную инфраструктуру в Центральной и Восточной Европе к состоянию до начала расширения НАТО, простой встряски, которую Россия устроила в последние несколько месяцев, недостаточно.
Необходимо изменить саму парадигму отношений России и коллективного Запада в целом и европейской безопасности в частности, подкрепив это изменение военно-политическими шагами. Следует наконец назвать вещи своими именами и официально признать, что та эпоха отношений в Европе, которая началась с объединения Германии в 1990 году, давно закончилась. Правила же и принципы поведения в нынешнюю эпоху, характеризуемую новой конфронтацией великих держав и новым расколом Европы, должны исходить из необходимости управления этой конфронтацией и предотвращения большой войны.
Требуя от НАТО отказаться от дальнейшего расширения, дезавуировать данное в 2008 году обещание Украине и Грузии о том, что они станут членами альянса, Москва, по сути, предлагает изменить фундаментальные правила игры и базовые принципы, которые определяли ситуацию в области европейской безопасности на протяжении последних 30 лет и которые полностью устраивали США и НАТО, но никогда не устраивали Москву.»